русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2006 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2006 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Члены сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, заинтересованные в получении государственной помощи на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, должны изучить постановление Правительства РФ по этому вопросу и выяснить ситуацию с субсидиями в своей республике, области, в своем крае. Более подробно см. раздел «Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности».



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2006 г. № 03-03-04/1/22

• Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Статьей 280 НК РФ предусмотрен особый порядок определения доходов от реализации, а также учета прибыли и убытка при совершении операций с ценными бумагами.
• Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
• Таким образом, Налоговым кодексом установлено ограничение, в соответствии с которым при определении налоговой базы прибыль от основной деятельности не может быть уменьшена на сумму убытка, полученного от операций с ценными бумагами. При этом Кодекс не ограничивает возможность уменьшения прибыли, полученной при совершении операций с ценными бумагами, на сумму убытка, полученного от основной деятельности.

• Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 31 марта 2005 г. № 03-05-01-04/75
Текст письма опубликован в журнале «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», октябрь 2005 г. № 10.
• Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. № 16141/04 признано не действующим письмо МНС РФ 17.02.2004 № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками». Однако Трудовой кодекс РФ не устанавливает норм компенсационных выплат в возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, а лишь предоставляет работодателям право самостоятельно определять в коллективном договоре или локальном нормативном акте порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, в том числе дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточных). Таким образом, Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.
• Исходя из вышеизложенного, суммы суточных, выплачиваемые сверх норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.


Правоприменительная практика


• Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 января 2006 г. № Ф03-А51/05-2/4662
По результатам выездной налоговой проверки кредитный потребительский кооператив граждан привлечен к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль Решение основано на том, что кооперативом для целей налогообложения не учитывались суммы процентов, уплаченные пайщиками кооператива по договорам займа.
Доводы жалобы кооператива рассмотрены судом кассационной инстанции, но признаны несостоятельными и отклонены. Кредитный потребительский кооператив граждан, как и любая некоммерческая организация, будучи юридическим лицом, является плательщиком налога на прибыль. Статьей 250 НК РФ определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. В статье 251 НК РФ приведен перечень доходов, которые не учитываться при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Арбитражный суд, рассматривая спорные правоотношения, в обоснование своих выводов сослался на подпункт 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, и, исходя из буквального содержания данной налоговой нормы, указал на то, что в ней не поименованы в качестве целевого поступления проценты, полученные по договорам займа.


• Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2005 г. № Ф04-8040/2005(16522-А27-40)
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства был привлечен к налоговой ответственности, так как по мнению налогового органа фонд получил от юридических лиц денежные средства, которые не являются целевыми поступлениями на ведение уставной деятельности (суммами финансирования из бюджета), а являются возвратными средствами государственной поддержки, направленными на осуществление коммерческой деятельности, - выдачу кредитов субъектам малого предпринимательства под проценты, то есть, направленными на получение дохода. Данные денежные средства неправомерно учитывались фондом как задолженность перед городской администрацией, поскольку при проведении встречной проверки установлено, что взаиморасчетов с фондом администрация не имеет, в связи с чем указанные денежные средства являются внереализационными доходами фонда.
Кассационная инстанция поддержала вывод суда, что нарушение порядка предоставления и возврата денежных средств не лишает источник финансирования статуса «бюджетного», который был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.1997 № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности».
Суд пришел к выводу, что полученные от третьих лиц средства не являются собственностью фонда, поскольку в соответствии с договором о совместной деятельности между фондом и городской администрацией, распоряжением администрации и актом передачи дебиторской задолженности между администрацией и фондом средства, поступающие на расчетный счет фонда, подлежат возврату администрации в случае достижения уставных целей, в случае реорганизации, ликвидации, а также по решению наблюдательного совета города.


Бухгалтерский учет и отчетность


Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 января 2006 г. № 03-11-05/2
• Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, но в то же время, согласно статье 42 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общества выплачивают дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, которая определяется по данным бухгалтерского учета. Оценка имущества, средств в расчетах и других активов и пассивов акционерного общества производится с учетом требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Для оценки стоимости чистых активов акционерного общества составляется расчет по данным бухгалтерской отчетности.
• Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль и стоимость чистых активов в соответствии с правилами бухгалтерского учета, поэтому они обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность по общеустановленной форме и представлять эту отчетность по требованию акционеров.


Деятельность кредитных организаций


Правоприменительная практика


• Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2005 г. № Ф09-3220/05-С7

Налоговая инспекция направила в банк требование о предоставлении в 5-дневный срок выписок по счету общества с ограниченной ответственностью и по счетам его контрагентов, открытым в этом же банке. Банк отказал в исполнении названного требования инспекции по причине того, что общество не является налогоплательщиком инспекции, поскольку состоит на учете в другой ИМНС. Налоговая инспекция привлекла банк к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 10000 руб. на основании п. 1 ст. 135.1 НК РФ.
Суд, принимая решение, исходил из неправомерности действий налоговой инспекции. Направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков. Инспекция не вправе требовать у банка представления сведений о деятельности его клиентов, в отношении которых не проводятся мероприятия налогового контроля и которые состоят на налоговом учете в других налоговых органах.
МНС России, разъясняя порядок направления налоговыми органами мотивированных запросов в адрес кредитных организаций, в письме от 27.05.2004 г. № 24-2-02/410 уточнило, что при отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии с запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Законопроекты


Государственной Думой 18 января 2006 г. принят во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и статью 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Законопроект внесен Правительством РФ, его целью является повышение финансовой устойчивости кредитных организаций и укрепление доверия инвесторов к российской банковской системе.
Предлагается установить обязанность Банка России отозвать лицензию на осуществление банковских операций, если достаточность собственных средств (капитала) кредитной организации становится ниже 2 процентов или сохраняется ниже 8 процентов в течение трех месяцев.
К основаниям для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организаций отнесен случай, когда кредитная организация допускает снижение достаточности собственных средств (капитала) до уровня ниже 10 процентов.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2006 г. № 70 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2006 году членами этих кредитных кооперативов»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 7 ст. 782.
• Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным на определенные производственные нужды.
• Субсидии предоставляются заемщикам ежемесячно в размере 95 процентов ставки рефинансирования ЦБР на дату предоставления займа при условии выполнения ими обязательств по погашению долга и уплате начисленных процентов в соответствии с договорами займа, заключенными с кооперативами.
• Приводится перечень документов, которые уполномоченный орган принимает от заемщика или по его поручению от кооператива для регистрации заявления на получение субсидии. Определены основания для отказа в принятии к рассмотрению заявления.
• Установлено, что для получения субсидии заемщик или по его поручению кооператив направляет в уполномоченный орган расчет размера субсидии и документы, подтверждающие целевое использование займа.


Гражданское законодательство


Принятые нормативные правовые акты


• Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 г. № 05-88/пз-н «Об утверждении Порядка проведения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 февраля 2006 г., регистрационный № 7493. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 марта 2006 г. № 10.
• Определена процедура проведения конкурса по безвозмездной передаче кредитных историй, хранящихся в Центральном каталоге кредитных историй. Все кредитные истории ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из реестра) бюро, хранящиеся в Центральном каталоге, выставляются на конкурс единым лотом.
• Исключительным правом на участие в конкурсе по безвозмездной передаче кредитных историй обладают бюро кредитных историй, включенные в государственный реестр бюро кредитных историй.
• Установлены критерии определения победителя конкурса.
• Бюро, выигравшее конкурс, обязано в течение 10 рабочих дней со дня передачи ему кредитных историй уведомить источники формирования передаваемых кредитных историй, а также опубликовать сообщение о завершении передачи ему кредитных историй ликвидированного (реорганизованного, исключенного из реестра) бюро в общероссийском периодическом печатном издании и местном периодическом печатном издании по местонахождению ликвидированного (реорганизованного, исключенного из реестра) бюро.


• Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 22 декабря 2005 г. № 05-87/пз-н «Об утверждении Порядка проведения аукционных торгов по продаже кредитных историй»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 февраля 2006 г., регистрационный № 7495. Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 марта 2006 г. № 10.
• Определена процедура проведения аукционных торгов по продаже кредитных историй в случае реорганизации бюро кредитных историй, когда его правопреемник не включен в государственный реестр бюро кредитных историй, а также в случае ликвидации или исключения бюро из реестра.
• Исключительным правом на участие в торгах обладают бюро, включенные в реестр.
• Все кредитные истории ликвидируемого (реорганизуемого, исключенного из реестра) бюро выставляются на торги единым лотом. Предложения по цене объекта торгов подаются в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений по цене) или заявляются в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений по цене).
• Определены права и обязанности организатора торгов, условия участия в торгах, порядок проведения торгов, оформление результатов торгов.
• Денежные средства, полученные от реализации кредитных историй, передаются ликвидируемому (реорганизуемому, исключенному из реестра) бюро за вычетом расходов, понесенных организатором торгов.


Правоприменительная практика


• Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 102
• Приводится обзор практики применения арбитражными судами статьи 409 Гражданского кодекса РФ, согласно которой по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.).
• Обязательство прекращается с момента предоставления отступного взамен исполнения, а не с момента достижения сторонами соглашения об отступном. Соглашение об отступном порождает только право должника на замену исполнения и обязанность кредитора принять отступное. Таким образом, если должник не предоставил в срок отступное, то кредитор вправе требовать возврата суммы займа и процентов.
• В случае заключения соглашения об отступном кредитор не вправе требовать исполнения первоначального обязательства до истечения установленного сторонами срока предоставления отступного.
• С предоставлением отступного прекращаются все обязательства по договору, включая и обязательство по уплате неустойки, если иное не следует из соглашения об отступном. • В тех случаях, когда стоимость предоставляемого отступного меньше долга по обязательству, оно прекращается полностью либо в части в зависимости от воли сторон, выраженной в соглашении об отступном.
• В случае, когда стороны предусмотрели предоставление отступного по частям, при предоставлении части отступного обязательство считается прекращенным пропорционально фактически предоставленному отступному.
• Рассмотрены другие ситуации.

• Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
• Письмом даются рекомендации арбитражным судам по применению федеральных законов «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «О несостоятельности (банкротстве)».
• В частности, при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Защита прав организаций


Правоприменительная практика


• Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2005 г. № 8979/05
Между сельскохозяйственным производственным кооперативом и обществом с ограниченной ответственностью был заключен договор, и в качестве способа обеспечения исполнения кооперативом обязательств был избран залог движимого имущества - сельскохозяйственной техники. Кооператив не выполнил своих обязательств, общество обратилось в суд, и решением арбитражного суда с кооператива в пользу общества была взыскана сумма основного долга и неустойки.. Денег у кооператива не оказалось, решение суда не было исполнено, и тогда общество обратилось в суд с заявлением об изменении способа исполнения названного решения суда путем обращения взыскания на заложенное имущество.
Дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях, и Президиум ВАС РФ пришел к следующему выводу. В удовлетворении заявления общества об изменении порядка и способа исполнения решения арбитражного суда следовало отказать по следующим основаниям. В договоре залога, заключенном между обществом и кооперативом, порядок обращения взыскания на заложенное имущество и начальная продажная цена при его реализации не были определены. Следовательно, в данном случае подлежат применению общие правила об обращении взыскания на заложенное движимое имущество. В силу пункта 2 статьи 349 ГК РФ требования залогодержателя удовлетворяются за счет заложенного движимого имущества по решению суда, если иное не предусмотрено соглашением залогодателя с залогодержателем. Согласно пункту 3 статьи 350 ГК РФ в случае обращения взыскания на заложенное имущество в судебном порядке начальная продажная цена заложенного имущества определяется решением суда. Судом было принято решение о взыскании с кооператива денежной суммы, а не об удовлетворении требования за счет заложенного имущества. Поэтому обращение взыскания на заложенное имущество путем изменения способа и порядка исполнения решения на стадии исполнительного производства невозможно.


Назад