русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей Анны Калединой «Новый вид мошенничества с кредитками» из «Известий».


 30.08.2007 

Автор: Анна Каледина

Представьте себе, сидите вы на работе, дома или в других привычных для себя местах. И вдруг вам звонят на мобильный телефон и сообщают, что из добропорядочного гражданина вы превратились в обвиняемого по делу об отмывании денег. Или, к примеру, задолжали банку денег. Вы, конечно, удивляетесь. Пытаетесь доказать, что человек вы честный. Да и откуда деньги, чтобы их отмывать в «промышленных» масштабах. Не о постиранной же десятке в кармане джинсов речь. Если вы попали в описанную ситуацию, то вероятнее всего вы попали в поле зрения мошенников, основная цель которых выпытать у вас номер банковской карты. Причем сети они расставляют так умело, что попасться в них может даже далеко не самый наивный человек.

В понедельник жертвой мошенников чуть не стал сотрудник газеты «Известия». Ничего не подозревающий молодой человек ехал себе на работу, когда ему позвонили на мобильный телефон. Ответив на звонок, коллега услышал автоответчик, который бесстрастно сообщил, что представляет Московский городской суд. Уже тут у многих началась бы паника. Но коллега оказался парнем не робкого десятка и внимательно выслушал, что от него хотят. Выяснилось, что он не явился на слушания, которые должны были состояться 17 августа. И поэтому они были перенесены на 24-е. Тут уже коллега начал покрываться холодным потом. «Если у вас есть вопросы, нажмите кнопку 9», — предложил автоответчик.

Кто бы не захотел, интересно. Не каждый день ведь сталкиваешься с таким серьезным учреждением. Естественно, он моментально нажал необходимую кнопку. И второе действие началось. — Здравствуйте, Московский городской суд слушает. Представьтесь и назовите год рождения, — поприветствовал молодого человека женский голос, якобы принадлежащий представителю суда. Как отметил коллега, сначала все выглядело потрясающе естественно. С ним говорили очень официально, а на заднем плане раздавались шумы, которые чрезвычайно походили на звуки госучреждения.

После недолгих официальных церемоний коллега выяснил, что он проходит по делу об отмывании денежных средств.
— А что, повестка вам не приходила? — удивленно задала вопрос «представитель суда» и, узнав, что нет, очень удивленно добавила: — Странно. Не занимайте телефон в ближайшие 20 минут. С вами свяжется следователь по вашему делу.

Как один миг эти минуты пролетать отказывались. Согласитесь, обвинение в отмывании средств получаешь не каждый день. Кстати, на этом этапе коллега сделал первую ошибку. Видимо, нервозность ситуации и серьезность обвинения на какое-то время лишили его способности здраво рассуждать. Он не подумал, что тут явно нарушена последовательность событий. Ведь сначала заводится уголовное дело, человека вызывают повесткой к следователю (в качестве свидетеля, пострадавшего, подозреваемого) А уж только потом, когда расследование закончится, дело передается в суд, куда могут вызвать только повесткой. Причем вручается она строго под расписку.

После 20 минут мучительных ожиданий раздался звонок. Женщина, которая представилась следователем Гагаринской межрайонной прокуратуры Татьяной Сергеевной Поповой, заявила, что история куда более серьезная, чем можно было подумать. Ведь бедному молодому человеку «светит» статья за отмывание в особо крупных размерах. Затем дама предложила ответить на несколько вопросов. Коллега, как человек законопослушный, согласился.

— Счета в каких банках у вас есть? — спросила следователь, которую особенно интересовали банковские карты.
Отметим, что, согласившись отвечать на вопросы, коллега совершил вторую ошибку. «Никакой следователь не имеет права по телефону запрашивать данные вашего счета, — рассказал «Известиям» пресс-секретарь МУРа Алексей Бахромеев. — Он даже не имеет права задавать вам вопросы. Даже если он представился, назвал звание, место работы, свой номер телефона, вы не обязаны отвечать ему. Вы ведь не видите ни его, ни его удостоверения».

Но, видимо, интерес к финансам наконец вывел коллегу из ступора. И больше ошибок он не совершал. Заподозрив неладное, он поинтересовался, зачем нужна такая информация.

— Через ваши счета отмывались деньги, — пыталась убедить его «следователь».
— Бред какой-то. Я через интернет отслеживаю все проводки, и ничего по ним подозрительного не проходило.
— Вы паспорт не теряли? — не унималась дама.
Документы коллега не терял, номера счетов никому не говорил. И вообще решил, что разговор переходит в опасную плоскость, и сделал ход конем:
— Я хотел бы к вам приехать и на месте ответить на вопросы. Назовите, пожалуйста, ваш адрес и номер прямого телефона.
«Следователь» слегка помялась, но все-таки назвала почти точное месторасположение Гагаринской межрайонной прокуратуры — Ленинский проспект, 34 (на самом деле номер дома — 43, как потом выяснилось). Но время тратить на разъезды коллега не стал. Он поступил единственно правильным в этой ситуации способом — нашел через справочную телефон прокуратуры и связался с дежурным. Оказалось, что никакая Попова там не работает, к коллеге претензий нет, зато он стал уже двадцатым человеком за день, который беспокоит органы с подобными вопросами. Хотя ничего пока прокуратура предпринимать по этому делу не собирается.

— Эх, ты, — упрекнула я коллегу. — Хоть бы заявление написал. Тогда бы вынуждены были заняться.
— Ага, а потом свидетелем мотаться по прокуратурам и судам, — проявил неактивную гражданскую позицию молодой человек.

Конечно, понять его можно. Муторное это дело принимать участие в следствии. Другое дело, если вы, в отличие от коллеги. сообщили сведения о своей карте. По словам Алексея Бахромеева, в этом случае нужно быстро бежать в милицию по месту жительства. Если звонивший представился вам следователем прокуратуры, подайте заявление и в прокуратуру. От себя добавим, что прежде чем ставить рекорды по бегу до ближайшего отделения милиции, позвоните в банк и заблокируйте свою карту.

Кстати, в МУРе об этом типе мошенничества уже известно. По словам его сотрудников, оно пришло к нам из США. Причем способы могут быть разные. Преступники прикидываются не только представителями судов и прокуратур, но и сотрудниками банков. Хотя технология по сути точно такая же. Сначала человек получает СМС, что некий банк отказал ему в выдаче кредита. Если человек заявку на заем не подавал, то он благополучно забывает об этой ситуации. Но через какое-то время (как правило, это происходит в выходные) на его мобильник раздается звонок автоматической службы банка, которая напоминает о необходимости погасить взятый кредит. Потом следует уже знакомое предложение: «Если хотите соединиться с оператором, нажмите цифру…» Далее все, как в первом случае. «Представитель банка " ведет разговор так, чтобы получить информацию о номерах счетов и банковских карт. А затем эти сведения используют, приобретая товары в интернете.

* * *

Обратите внимание

1. Если вам позвонили из банка или госучреждения в выходной день, то это должно вас насторожить. Естественно, что они не работают. Мошенники специально выбирают выходные, чтобы вы не смогли проверить сказанное ими в реально существующем учреждении. Также подозрительно, если звонок раздался в конце рабочего дня (а тем более после).
2. Информация о вашей карте является конфиденциальной. Поэтому любые вопросы — верный признак, что с вами говорит мошенник. Тем более что ни один банк не будет спрашивать у вас номер карты другого банка.
3. Подозрительными являются и звонки с мобильных на мобильные. Во-первых, номер «сотового» легче оформить (в том числе и на подставных лиц). Во-вторых, стационарный телефон проще вычислить, поэтому мошенники предпочитают ими не пользоваться.

* * *

Руководство к действию

1. Никогда и никому (тем более по телефону) не сообщайте 16-значный номер, который находится на лицевой стороне карты, а также три цифры, обычно располагающиеся на обратной стороне карты на полосе, где ставится подпись. Если мошенники узнают эти данные, то легко смогут воспользоваться вашей картой в интернет-магазинах.
2. Тщательно скрывайте свой PIN-код и паспортные данные. Все эти сведения позволяют использовать вашу карту практически без ограничений.
3. Если вы по наивности все-таки сообщили данные о вашей карте, но поняли, что имели дело с мошенниками, немедленно свяжитесь с банком и заблокируйте карту.
4. Обратитесь в отделение милиции по месту жительства с заявлением на мошеннические действия, даже если вы от них не пострадали.

Источник: Известия, 22.08.2007

Поделиться в соц.сетях: