русский   ::   english   ::  портал

Главная / О РМЦ / Новости РМЦ

"Каунтерпарт Бизнес Фонд" одним из первых в Хабаровском крае начал кредитовать малый бизнес


 29.09.2004 

Игорь Аникин

Собственно, его опыт в какой-то степени послужил примером для коммерческих банков, которые к последнее время с энтузиазмом работают с малыми предпринимателями.
Алексей ШУМИЛОВ, директор КПБ Фонда поддержки малого предпринимательства "Каунтерпарт Бизнес Фонд":

- Наша программа микрокредитования малого бизнеса была первой на Дальнем Востоке и началась в 1998 году. Это был, можно сказать, пилотный проект. В то время никто из банкиров не воспринимал малый бизнес как целевую группу. Частные предприниматели, как правило, не имели кредитной истории, залогового имущества, поручителей. Да и размер их потребностей был невелик - такими кредитами банки не окупали свои затраты. А уровень риска довольно высок. Поэтому такие заявки банки даже не рассматривали. Мы, опираясь на международный опыт, предложили новую технологию - групповое кредитование. Это кредитование предпринимателей без залога, под поручительство участников кредитной группы.

- Какое количество участников может быть в кредитной группе?

- Минимум три предпринимателя. Но если их будет больше, то спокойнее будет и нам, и им.

- Участники этой группы должны знать друг друга?

- Разумеется. Они должны не только знать, но и доверять друг другу. При этом все они должны иметь независимый друг от друга бизнес. Залога при данном виде кредита не требуется, так как при получении займов каждый ручается друг за друга. Таким образом, они связаны вместе долговыми обязательствами. И если у одного члена группы, допустим, возникают временные проблемы с погашением кредита, то оставшиеся члены кредитной группы берут решение этого вопроса на себя.

- Ноу-хау сработало?

- Сравнивая показатели 98-99 годов с сегодняшними, можно сказать, что объемы кредитования выросли в 7 раз. Если начинали работу мы как международная программа технической помощи со стороны Соединенных Штатов, то сегодня фонд работает как российская некоммерческая самоокупаемая организация под патронажем правительства края. Вот даже так бывает - некоммерческая, но самоокупаемая. Разумеется с 90-х годов изменился банковский рынок. Между банками произошел передел крупных клиентов. Конкуренция в банковском бизнесе весьма жесткая. Соответственно, у некоторых банков появились свободные финансовые ресурсы, которые они не смогли применить на рынке большого бизнеса... Пришлось им обратить свой взор в сторону малого бизнеса.

- То есть вы показали пример!

- Да, и притом положительный. На мой взгляд, это очень серьезное достижение. Изначально мы ставили себе цель -привлечь внимание банковского сообщества к рынку кредитования малого бизнеса на Дальнем Востоке. И эта цель нами достигнута. Сейчас мы видим, что большинство банков, задумываясь о своем будущем, начинает разрабатывать и внедрять собственные программы кредитования малого бизнеса.
У нашего фонда появился банк-партнер - крупнейший региональный коммерческий банк "Далькомбанк". Мы разрабатываем совместную программу кредитования малого бизнеса и распространяем ее на весь регион, используя развитую инфраструктуру банка.

- Конкуренции не боитесь? Вы работали, а они учились на ваших ошибках...

- Конкуренцию на этом рынке мы рассматриваем как благо. Она заставляет думать, двигаться и самосовершенствоваться. Разрабатывать новые кредитные продукты, совершенствовать уровень обслуживания и искать новые направления поддержки малого бизнеса. Финансовые институты, работающие на рынке кредитования малого бизнеса, начали регулировать рынок процентными ставками. Естественно, это ведет к их снижению и делает кредитные ресурсы более доступными для предпринимателей. Конкуренция идет в том числе и по условиям кредитования. У кого более приемлемые условия, у кого наиболее востребованные виды кредитов, к тем и пойдут предприниматели. У малого бизнеса появился выбор кредиторов. Приведу пример. Совсем недавно, опираясь на предпринимательский спрос, наш фонд предложил на рынок новый вид займа - целевой заем на приобретение основных средств. Предметом залога может стать, например, транспорт или торговое оборудование, которое приобретаются на средства займа.

- Очень похоже на лизинг..

- Да, сходство есть, но это не чисто лизинговые операции, это некий аналог. В качестве обеспечения кредита выступает объект финансирования. Говоря проще, если кредит взят на приобретение микроавтобуса "Газель", то эта же "Газель" и будет залоговым имуществом.

- Сколько кредитов выдано вашим фондом?

- С начала деятельности и по сегодняшний день фонд профинансировал более 3000 займов на общую сумму свыше 350 млн рублей. Например, не менее 50 коммерческих автобусов в нашем городе приобретено предпринимателями с помощью фонда.

- Как вы оцениваете перспективы рынка?

- Перспективы большие, и все они напрямую связаны с развитием самого бизнеса. Без доступа к кредитным ресурсам малый бизнес не может развиваться, и наша цель - обеспечить этот доступ на постоянной основе.

Источник: ZDPress.ru

Поделиться в соц.сетях: