русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2010 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за март 2010 года



Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский Микрофинансовый Центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение и уплата страховых взносов

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. № 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 5 марта 2010 г. № 46.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 февраля 2010 г., регистрационный № 16440.

• Инструкция определяет, среди прочего, порядок представления страхователями в ПФР сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о страховом стаже, о заработной плате (доходе), о начисленных и уплаченных страховых взносах; порядок представления страхователями в ПФР сведений о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования; порядок использования индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
• В частности, указано, что в 2010 году отчетными периодами признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют индивидуальные сведения до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
• Страхователь одновременно с представлением расчетного листка или в день прекращения договора гражданско-правового характера представляет застрахованному лицу копии его индивидуальных сведений, которые не были представлены страхователем в территориальный орган фонда, а также информацию об исчисленных, удержанных и перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица (в случае их уплаты). Страхователь обязан получить у застрахованного лица письменное подтверждение передачи ему этих сведений. В случае подачи заявления о назначении пенсии застрахованное лицо обращается к страхователю с заявлением о представлении на него в территориальный орган фонда индивидуальных сведений. Страхователь в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица представляет в территориальный орган фонда индивидуальные сведения об этом лице.
• Установлены обязанности страхователя при ликвидации или реорганизации юридического лица.
• Указано, что сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением настоящей Инструкции и требований к формам данных документов и правил их заполнения, в лицевые счета не вносятся.
• Индивидуальные сведения могут представляться в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае юридическая сила представленных документов должна подтверждаться электронной цифровой подписью. С 1 января 2011 г. страхователь при представлении индивидуальных сведений о 50 и более работающих у него застрахованных лицах представляет их в электронной форме.
• Инструкцией установлены права и обязанности страхователя, а также права и обязанности территориальных органов фонда.
• Приказ следует применять с даты признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования».

Письмо Федеральной налоговой службы от 9 марта 2010 г. № ШС-22-3/17
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 16 марта 2010 г. № 11.
• В письме содержится пример расчета предельной величины процентов по долговым обязательствам с использованием ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
• В случае изменения размера норматива в течение квартала в расчетах сумм процентов, подлежащих учету для налогообложения, во всех месяцах квартала учитывается ставка ЦБ РФ, действующая на последний день квартала, а коэффициенты при нормировании используются те, которые действовали в соответствующих месяцах этого квартала до и после изменения размера норматива.
• Аналогичный порядок должен использоваться в 2009 году при изменении с августа 2009 года размера норматива с 1,5 до 2 раз. С 2010 года при нормировании размера процентов будет использоваться ставка ЦБ РФ, действующая на конец каждого месяца, то есть нормированию по соответствующей ставке ЦБ РФ будут подлежать суммы процентов, начисленных за месяц. Так, при определении предельной величины процентов, например, за 1 квартал 2010 года, необходимо принимать ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшие на конец, соответственно, января, февраля и марта.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 февраля 2010 г. № 03-03-06/1/74
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 23 марта 2010 г. № 12.
• Письмо касается учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде процентов в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 г.
• На период с 1 января по 30 июня 2010 года включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях. При оформлении договора об открытии кредитной линии до 01.11.2009, по которому заявления или дополнительные соглашения оформлены после 01.11.2009, расход в виде предельной величины процентов принимается исходя из ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/25
• Письмо касается учета в целях налогообложения прибыли расходов, относящихся к коммерческой и некоммерческой деятельности.
• НК РФ установил для некоммерческих организаций обязанность ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и в рамках целевых поступлений, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет иных источников.
• В пункте 1 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу на прибыль полученные доходы вправе уменьшать на суммы произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль могут быть уменьшены некоммерческими организациями лишь на расходы, непосредственно связанные с осуществлением такой деятельности.
• Порядок распределения расходов, установленный статьями 252 и 272 НК РФ, применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Таким образом, для некоммерческих организаций положения главы 25 НК РФ не предусматривают пропорционального деления затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью. Порядок пропорционального деления отдельных видов расходов установлен только для бюджетных учреждений (статья 321.1 НК РФ).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 марта 2010 г. № 03-03-06/4/19
• Письмо касается учета в целях налогообложения прибыли амортизируемого имущества.
• Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 256 НК РФ не подлежит амортизации амортизируемое имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности. Таким образом, если имущество некоммерческой организации было приобретено за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, и используется для осуществления такой деятельности, оно подлежит амортизации в общеустановленном порядке.

Письмо Федеральной налоговой службы от 8 декабря 2009 г. № 3-2-13/236 «О начислении амортизации на имущество некоммерческих организаций»
• Имущество, приобретенное некоммерческой организацией за счет целевых поступлений и средств целевого финансирования не подлежит амортизации. При этом не важно, для осуществления какой деятельности (некоммерческой или коммерческой) используется это имущество, поскольку некоммерческая организация не несет собственных расходов на приобретение этого имущества.
• Если некоммерческой организацией приобретено имущество не на целевые средства, а за счет иных источников, включенных в доходы, то оно амортизируется в общеустановленном порядке.
• В отношении вопроса, касающегося использования в коммерческой деятельности имущества, приобретенного некоммерческой организацией на средства целевого финансирования или на целевые поступления, следует иметь в виду следующее.
• Поскольку основными целями некоммерческих организаций являются социальные, благотворительные, культурные и т.п., то и назначение целевых средств, полученных от источника целевого финансирования, обязано соответствовать вышеуказанным целям. Некоммерческие организации должны иметь доказательства того, что полученное имущество (в том числе, целевые средства) израсходовано по целевому назначению - только в этом случае они имеют право не включать полученные целевые средства в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 февраля 2010 г. № 03-04-08/6-18
• Письмо касается вопроса налогообложения НДФЛ дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
• В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ при получении доходов в виде материальной выгоды дата фактического получения доходов определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. Положений, предусматривающих определение налоговой базы по НДФЛ в отношении доходов в виде материальной выгоды в иные сроки, глава 23 НК РФ не содержит.
• Если в налоговом периоде выплата процентов по займу (кредиту) не производится, дохода в виде материальной выгоды, подлежащего налогообложению НДФЛ, в данном налоговом периоде не возникает.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 февраля 2010 г. № 03-04-05/10-67
• Письмо касается вопроса о правовом статусе письменных разъяснений Минфина России.
• В связи с тем, что письменные разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.
• Если налогоплательщик руководствовался письменным разъяснением Минфина России о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику, к нему применяются нормы пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком указанному письменному разъяснению.

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2010 г. по делу № А67-4264/2009
По результатам выездной налоговой проверки Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив привлечен к налоговой ответственности. Доначисляя Кооперативу налоги (пени, санкции), налоговый орган исходил из того, что Кооперативом завышены внереализационные расходы в результате неправомерного включения в их состав расходов на содержание и ведение уставной деятельности Кооператива. Кооператив обратился в Арбитражный суд. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска. Суд кассационной инстанции согласился с такими решениями.
Согласно пункту 34 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ. Довод Кооператива о том, что спорные расходы могли финансироваться за счет поступлений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ, если такие поступления фактически имели бы место, суд считает необоснованным, потому что спорные расходы (то есть, расходы на ведение уставной некоммерческой деятельности) не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль независимо от наличия поступлений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ. В соответствии с Уставом Кооператива его члены обязаны вносить паевые, дополнительные и иные обязательные взносы, которые в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ образуют поступления на цели организационной и административной деятельности данной организации. То обстоятельство, что в Положении о порядке формировании фондов и использования денежных средств Кооператива было предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на затраты по содержанию аппарата управления, наемных работников и пр., не может быть принято как доказательство правомерности уменьшения налогооблагаемой прибыли, поскольку в указанной части внутренний акт организации противоречит вышеназванным положениям НК РФ относительно порядка учета расходов на ведение уставной некоммерческой деятельности при исчислении налогооблагаемой прибыли. Следовательно, общехозяйственные расходы Кооператива, связанные с его организационной и административной деятельностью (заработная плата, отчисления во внебюджетные фонды, арендная плата и расходы на содержание помещения, семинары, организационные расходы, расходы на канцелярские товары, обслуживание оргтехники, бланки, почтовые расходы, справочники, чайники), должны покрываться за счет целевых поступлений, то есть паевых, дополнительных и иных обязательных взносов, на основании данных раздельного учета и не могут оказывать влияние на уменьшение налогооблагаемой прибыли в силу прямого указания пункта 34 статьи 270 НК РФ.

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 января 2010 г. по делу № А19-8589/09
В ходе налоговой проверки налоговая инспекция установила, что Кредитный потребительский кооператив граждан заключал с физическими лицами (членами кооператива) договоры передачи личных сбережений, в соответствии с которыми предусмотрена выплата членам кооператива компенсации в размере 2,5 процентов от сумм внесенных ими денежных средств. Налог на доходы физических лиц с этих выплат Кооперативом перечислен не был. Налоговая инспекция, доначислила НДФЛ, основываясь на объяснениях физических лиц, в которых они пояснили, что с них удерживался спорный налог.
Суды, частично удовлетворяя заявленные требования Кооператива, исходили из того, что налоговой инспекцией не доказан факт удержания Кооперативом НДФЛ с сумм спорных выплат, тогда как пунктами 4 и 9 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговыми агентами НДФЛ удерживается из доходов налогоплательщика при их фактической выплате, и уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. В ходе судебного разбирательства инспекции предлагалось представить доказательства, свидетельствующие об удержании Кооперативом спорного налога в отношении каждого физического лица, однако указанных доказательств инспекцией не представлено.
Ссылка инспекции на пояснения физических лиц несостоятельна ввиду следующего. В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Объяснения граждан могут быть использованы как сведения об обстоятельствах, имеющих значение при осуществлении налогового контроля, но должны быть использованы наряду с другими доказательствами, исследованными в рамках мероприятий налогового контроля, проводимых налоговым органом. Суды, оценив пояснения граждан, установили, что они не могут быть приняты во внимание, так как в них отсутствует информация о суммах денежных средств, внесенных в кассу кооператива, о периоде за который была начислена компенсация в соответствии с условиями договора о передаче личных сбережений, о суммах компенсаций, выплаченных по договорам.
Доказательств, подтверждающих пояснения физических лиц, в материалы дела не представлено.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 4 марта 2010 г. № 123 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 12 марта 2010 г. № 51, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 марта 2010 г. № 11 ст. 1217.
• Внесены изменения в Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. Перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, дополнен кредитными потребительскими кооперативами.

Приказ Минфина РФ от 11 февраля 2010 г. № 14н «О составлении и представлении обществами взаимного страхования формы годовой статистической отчетности № 2-С «Сведения о деятельности страховой (страховой медицинской) организации за ___ год» и сведений о числе членов общества взаимного страхования за ___ год»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 26 марта 2010 г. № 63. Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 марта 2010 г., регистрационный № 16653.
• Обществам взаимного страхования приказано составлять и представлять сведения о своей деятельности по форме годовой статистической отчетности № 2-С, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 20 октября 2008 г. № 113н ., а также дополнительно составлять и представлять сведения о числе членов общества взаимного страхования за ___ год по установленной форме.
• Приказ вступает в силу, начиная с отчетности за 2009 год.

Приказ Минфина РФ от 11 февраля 2010 г. № 13н «О составлении и представлении обществами взаимного страхования формы статистической отчетности № 1-С «Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-_______ 20___года» и сведений о числе членов общества взаимного страхования за январь-_______ 20___года»
Текст приказа размещен на сайте Министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru). Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 марта 2010 г., регистрационный № 16654.
• Обществам взаимного страхования приказано составлять и представлять сведения о своей деятельности по форме статистической отчетности № 1-С , утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 20 марта 2009 г. № 28н, а также дополнительно составлять и представлять сведения о числе членов общества взаимного страхования за январь-_______ 20__года по установленной форме.
• Приказ вступает в силу, начиная с отчетности за первое полугодие 2010 года.

Информационное сообщение Минфина РФ от 28 января 2010 г. «Для пользователей аудиторских услуг»
Текст сообщения размещен на сайте Министерства финансов РФ (http://www.minfin.ru).
• Перечислены вопросы, на которые необходимо обратить внимание аудируемым лицам и лицам, заключившим договор оказания аудиторских услуг.
• С 1 января 2010 г. не вступившие в саморегулируемые организации аудиторов коммерческие организации и индивидуальные предприниматели не являются соответственно аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и, следовательно, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. С 1 января 2010 г. лицензии на осуществление аудиторской деятельности, в том числе лицензии на осуществление аудиторской деятельности, срок действия которых продлен в установленном порядке, а также лицензии на осуществление аудиторской деятельности, предоставленные в 2009 г. (независимо от срока их действия), утратили силу.
• Приведены адреса официальных сайтов саморегулируемых организаций, на которых можно ознакомиться с реестром аудиторов и аудиторских организаций. Кроме того, сводный перечень аудиторов и аудиторских организаций размещен на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность - Саморегулируемые организации аудиторов».
• Приведенный в пунктах 1-10 части 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» перечень услуг, которые аудиторские организации, индивидуальные аудиторы могут оказывать наряду с аудиторскими услугами, не является исчерпывающим. Указанные услуги могут оказываться не только аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.
• Жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов, подается заинтересованным лицом в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является данная аудиторская организация, данный индивидуальный аудитор. Такая жалоба является основанием для осуществления внешней проверки качества работы указанной аудиторской организации, индивидуального аудитора.
• Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит, наряду с саморегулируемыми организациями аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 26 марта 2010 г. № 2415-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 31 марта 2010 г. № 18.
• Начиная с 29 марта 2010 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 8,25 процента годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 февраля 2010 г. № 59 «О мерах по реализации в 2010 году мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»
• Утвержден Порядок проведения конкурса по отбору субъектов РФ, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации.
• Порядок включает, среди прочего, требования к приоритетным мероприятиям по содействию развитию микрофинансирования. Так, дано определение микрофинансовой деятельности – это деятельность некоммерческих организаций (фондов, потребительских кооперативов и т.п.), созданных для целей обеспечения доступа малых и средних предприятий и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, посредством предоставления займов (кредитов) (далее - микрофинансовые организации) субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - заемщики).
• Микрофинансовые организации должны иметь технологию оценки кредитоспособности заемщиков.
• Определены условия, на которых различным микрофинансовым организациям и на различные цели предоставляются субсидии на компенсацию части затрат по уплаченным процентам по кредитам российских кредитных организаций.
• Определены основные требования к микрофинансовым организациям - претендентам по получению поддержки. Эти требования не распространяются на микрофинансовые организации, созданные после 1 января 2008 года, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления.
• Определены требования к государственной микрофинансовой организации второго уровня - некоммерческой организации, единственным учредителем которой, на момент участия в Конкурсе, является субъект Российской Федерации (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации).. Основным видом деятельности государственной микрофинансовой организации второго уровня является предоставление займов другим организациям для целей дальнейшего финансирования такими организациями субъектов малого и среднего предпринимательства.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 марта 2010 г. № ВАС-2542/10
Между сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом (Займодавцем) и птицеводческой станцией как пайщиком кооператива (Заемщиком) заключен договор займа на сумму 358 300 рублей. Дополнительным соглашением договор займа дополнен пунктом, содержащим обязательство Заемщика по уплате Займодавцу членского взноса в сумме 8245 рублей ежемесячно до полного исполнения обязательств по договору займа. В обеспечение исполнения обязательств по указанному договору займа между Кооперативом и Индивидуальным предпринимателем (Поручителем) заключен договор поручительства, по условиям которого поручитель обязался отвечать перед кооперативом за исполнение обязательств по возврату займа птицеводческой станцией в сумме 358 300 рублей. Неисполнение обязательств по договору займа послужило основанием для обращения Кооператива в арбитражный суд с иском к птицеводческой станции и индивидуальному предпринимателю о взыскании солидарно с ответчиков по договору займа суммы основного долга, задолженности по процентам, пеней по процентам, пеней по основному долгу, а также о взыскании с птицеводческой станции членских взносов в размере 102 420 рублей.
Решением Арбитражного суда иск удовлетворен частично: с ответчиков солидарно в пользу истца взысканы 358 300 рублей основного долга, с птицеводческой станции взысканы проценты за пользование займом, пени по процентам, пени по основному долгу в размере, задолженность по членским взносам. Суды апелляционной и кассационной инстанции оставили решение без изменения. Индивидуальный предприниматель просит ВАС РФ решение отменить. По его мнению, договор поручительства следовало признать прекращенным по основаниям, установленным статьей 367 ГК РФ. Однако коллегия судей Высшего Арбитражного суда РФ заявление отклонила по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 367 ГК РФ поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего. Суды пришли к выводу о том, что внесенные соглашением в договор займа дополнения об уплате членских взносов не повлекли увеличения размера ответственности поручителя, поскольку его ответственность по договору поручительства ограничена суммой 358 300 рублей.


Назад