русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за ноябрь 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 27 ноября 2008 г. № 243.
• Внесены изменения в часть первую НК РФ, которые касаются проведения камеральных проверок, ареста банковских счетов, повышения ответственности банков за нарушения, связанные с представлением информации о банковских счетах налогоплательщика, и других вопросов. Изменениями установлено, в частности, что суммы налога, сбора, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в случае, если на момент принятия решения о признании соответствующих сумм безнадежными к взысканию и об их списании указанные банки ликвидированы.
• В части второй НК РФ внесены изменения в главы 21 (НДС), 23 (НДФЛ), 25 (Налог на прибыль) и главу 26. 2 (Упрощенная система налогообложения).
• В отношении налога на прибыль, в частности:
- Налоговая ставка снижена с 24 до 20 процентов. В федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2,5 процента.
- Изложены в новой редакции статьи, касающиеся амортизации;
- Приостановлено до 31 декабря 2009 года действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269, согласно которому при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
• При упрощенной системе налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 26 ноября 2008 г. № 242.
• При применении упрощенной системы налогообложения объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
• Закон вступает в силу с 1 января 2009 года. Возможность ежегодного изменения объекта налогообложения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Федеральный закон от 25 ноября 2008 г. № 217-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»
Текст закона опубликован в «Российской газете» от 27 ноября 2008 г. № 243.
• В 2009 году и в плановый период 2010 и 2011 годов страховые взносы уплачиваются страхователями в том же порядке и по тем же тарифам, что и в 2008 году.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г.

Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2008 г. № 395 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» на 2009 год»
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 19 ноября 2008 г. № 237.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2008 г., Регистрационный № 12659.

• На 2009 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения», установлен равным 1,538.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Письмо Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 03-05-04-01/37
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 6 ноября 2008 г. № 41.
• Письмо касается вопроса отражения в бухгалтерском учете и налогообложения налогом на имущество затрат на капитальные вложения, произведенных арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества.
• В соответствии с пунктом 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Согласно пункту 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Произведенные арендатором капитальные вложения в арендованный объект основных средств (стоимость улучшений арендованного имущества) учитываются арендатором до их выбытия. Под выбытием указанных капитальных вложений, среди прочего, по мнению Департамента, можно понимать возмещение арендодателем стоимости произведенных арендатором улучшений (за исключением случая возмещения стоимости произведенных арендатором улучшений арендованного имущества посредством установления соответствующей величины арендной платы).
• Капитальные вложения, произведенные арендатором в виде неотделимых улучшений в арендованные объекты недвижимого имущества, учтенные в составе основных средств арендатора, возмещаемые (не возмещаемые) арендодателем, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций до их выбытия в рамках договора аренды.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 ноября 2008 г. № 03-03-06/4/81
• Письмо касается учета членских взносов для цели налогообложения прибыли некоммерческого партнерства, если по инициативе члена партнерства и на основании решения наблюдательного совета партнерства регулярный членский взнос может быть изменен для него в сторону увеличения или установлен в неденежной форме.
• Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации. К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы.
• При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются предусмотренные уставом некоммерческой организации регулярные членские взносы, в том числе в размере, превышающем минимальный членский взнос, при условии, что такой порядок уплаты регулярных членских взносов предусмотрен учредительными документами некоммерческой организации и при условии их использования по целевому назначению.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 сентября 2008 г. № 03-03-06/4/57
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста», ноябрь 2008 г. № 21.
• Письмо касается вопроса учета в целях налогообложения прибыли расходов негосударственного учреждения, если отдельные расходы учреждения (такие как расходы на оплату коммунальных услуг, услуг связи, транспортных услуг и др.) относятся и к уставной, и к предпринимательской деятельности учреждения, и не могут быть отнесены за счет конкретного источника финансирования.
• В соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению, предусмотрено финансовое обеспечение расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
• Департамент полагает, что указанная норма НК РФ может применяться и к негосударственным учреждениям при признании указанных расходов в целях налогообложения прибыли.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 октября 2008 г. № 03-11-04/2/163
• Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета налога на добавленную стоимость.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 октября 2008 г. № 03-04-06-01/315
• С 1 января 2008 года расширен перечень налогоплательщиков, которые должны самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию. Подпунктом 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ предусмотрено, что физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
• Организация, от которой физическое лицо получает доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, не является налоговым агентом в отношении таких доходов. Налоговый кодекс не устанавливает обязанности для лиц, не являющихся налоговыми агентами, вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, и представлять в налоговый орган сведения о доходах таких лиц.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правления ПФР от 13 октября 2008 г. № 296п «Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 ноября 2008 г., регистрационный № 12649.
• Существенно изменился порядок регистрации организаций по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Так, утвержден перечень документов, которые организация обязана представить в территориальные органы ПФР одновременно с заявлением о регистрации по месту нахождения обособленного подразделения.
• Установлен перечень документов, которые организация представляет для снятия с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае принятия ею решения о прекращении деятельности своего обособленного подразделения или решения о переходе на централизованную уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
• Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ПФР до вступления в силу настоящего Порядка, сохраняется ранее присвоенный регистрационный номер.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23 октября 2008 г. № ММ-3-6/481@ «Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»
Текст приказа размещен на сайте Федеральной налоговой службы в Internet ( http://www.nalog.ru)
• Утверждены (а) формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) «Часть LXXIV. Состав и структура показателей налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу (Версия 01)» и (б) формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) «Часть LXXV. Состав и структура показателей налоговой декларации по земельному налогу (Версия 01)».
• Приказ вступает в силу начиная с представления налоговых расчетов по авансовому платежу по земельному налогу за 1 квартал 2009 г.

Письмо Минфина РФ от 29 октября 2008 г. № 03-02-07/2-192
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 ноября 2008 г. № 43, в бухгалтерском приложении к газете «Экономика и жизнь», ноябрь 2008 г., № 47.
• Письмо касается вопроса начисления налоговыми органами пеней после истечения пресекательного срока взыскания недоимки.
• Минфин полагает, что исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Следовательно, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента отсутствуют основания для их начисления.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Указание ЦБР от 11 ноября 2008 г. № 2123-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 14 ноября 2008 г. № 66.
• Начиная с 12 ноября 2008 года ставка рефинансирования Банка России устанавливается в размере 12 процентов годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Указание ЦБР от 28 ноября 2008 г. № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России"
• С 1 декабря 2008 года установлена ставка рефинансирования Банка России в размере 13 процентов годовых.
• Указание вступает в силу со дня его подписания.

Указание ЦБР от 29 октября 2008 г. № 2110-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 1 ноября 2008 г. № 62.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2008 г., регистрационный № 12555.

• Изменениями определен специальный порядок внесения изменений в учредительные документы банка в случае, когда ЦБР принудительно уменьшает уставной капитал банка до величины собственных средств (капитала) в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».
• Изменения в учредительные документы подписываются уполномоченным лицом временной администрации.
• Решение о регистрации изменений принимается в сокращенный срок (в течение одного рабочего дня).
• Указание вступает в силу со дня опубликования в «Вестнике Банка России» и действует до 31 декабря 2011 г. включительно.

Законопроекты

Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».
Проектом предусматривается дальнейшее поэтапное повышение требований к размеру собственных средств (капитала) для банков.
Сумму рублевого эквивалента 5 млн. евро предлагается заменить эквивалентной суммой в рублях в размере 180 млн. рублей. Проектом предлагается, что в случае, если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 года был менее 90 млн. рублей, банк обязан довести размер собственных средств (капитала) до указанного размера к 1 января 2010 года, а к 1 января 2012 года до 180 млн. рублей. Если размер собственных средств (капитала) банка по состоянию на 1 января 2007 года был более 90 млн. рублей, но менее 180 млн. рублей, банк обязан довести размер собственных средств (капитала) к 1 января 2012 года до 180 млн. рублей.
Одновременно проектом предлагается повышение минимального размера уставного капитала для вновь создаваемых небанковских кредитных организаций, имеющих право осуществлять расчеты по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, с 18 млн. рублей до 90 млн. рублей. При этом для небанковских кредитных организаций, не имеющих такого права, в целях сохранения условий для развития микрофинансирования, сохраняется минимальный размер уставного капитала 18 млн.рублей.
Законопроектом предусматривается повышение для кредитных организаций, ходатайствующих о расширении деятельности путем получения генеральной лицензии на осуществление банковских операций, минимального размера собственных средств со 180 млн.рублей до 900 млн.рублей.

В Государственную Думу группой депутатов внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
В пояснительной записке к законопроекту указано, что микрофинансовые организации - фонды поддержки малого предпринимательства, кредитные потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и т.п. - имеют богатый положительный опыт выдачи займов субъектам малого предпринимательства. Важным аспектом деятельности МФО является возможность ее трансформации на определенном этапе в кредитную организацию. Однако на пути их коммерциализации возникает целый ряд проблем, одной из которых является невозможность сохранения действующего руководящего состава организации.
Цель вносимого законопроекта - расширение круга лиц, одобряемых Банком России в качестве руководителей и главных бухгалтеров небанковских депозитно-кредитных организаций, за счет лиц, имеющих стаж работы на аналогичной должности в кредитном потребительском кооперативе, фонде поддержки малого предпринимательства или иной микрофинансовой организации.
Предлагается внести в пункт 8 статьи 14 изменения, согласно которым лица, претендующие на руководящие должности в небанковских кредитных организациях, должны подтвердить наличие высшего юридического или экономического образования, а также опыт руководства подразделениями кредитных организаций или опыта руководства кредитным кооперативом, фондом поддержки малого предпринимательства, иной финансовой организации, принимающей участие а реализации федеральных, региональных, муниципальных программ по развитию малого и среднего бизнеса, отделом или иным подразделением перечисленных финансовых организаций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства такими финансовыми организациями, их подразделениями не менее двух лет.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 августа 2008 г. №№ 02-01-04/2523\12064-АП/Д05 «О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации»
 Статьей 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлены специальные нормы, касающиеся предоставления субсидий автономным учреждениям и государственным корпорациям. Кроме того, в указанной статье определено, что в федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в том числе в виде имущественного взноса в государственные корпорации. Однако указанное обстоятельство не является препятствием для возможности предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) соответствующим организациям на основании положений статьи 78 БК РФ.
 Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий. Таким образом, именно закон (решение) о бюджете предусматривает случаи и порядок предоставления юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям субсидий, получаемых из бюджета, а нормативный правовой акт, регулирующий предоставление указанных субсидий, должен определять цели, условия и порядок их предоставления.
 Предоставление субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. В соответствии со статьей 78 БК РФ получателям средств из бюджета (в том числе некоммерческим организациям - объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства), не являющимся бюджетными учреждениями, могут быть предоставлены денежные средства из бюджета (гранты) в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий.
 Исходя из вышеизложенного, Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ полагают, что предоставление в соответствии с законом (решением) о бюджете субсидий некоммерческим организациям различных форм (в том числе фондам, некоммерческим партнерствам, автономным некоммерческим организациям), за исключением бюджетных учреждений, не противоречит Бюджетному кодексу.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 ноября 2008 г. № 03-01-15/11-353
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 ноября 2008 г. № 43.
 Письмо касается вопроса изготовления бланков строгой отчетности с использованием компьютерной техники.
 Новым Положением (от 6 мая 2008 г.) об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники предусмотрено, что бланк строгой отчетности может изготавливаться не только типографским способом, но и формироваться с использованием автоматизированных систем. Организация по требованию налогового органа обязана представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах. Поскольку в Положении речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2008 г. № 6235/08
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к Банку о признании недействительным договора о залоге судов (об ипотеке).
Между Обществом (залогодателем) и Банком (залогодержателем) заключен договор о залоге судов (об ипотеке). Указанный договор зарегистрирован в Государственном судовом реестре РФ. Общество, предъявляя иск, полагало, что договор о залоге судов (об ипотеке) является недействительным, так как в нарушение статьи 24 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ он нотариально не удостоверен.
Согласно пункту 2 статьи 334 ГК РФ залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется законом об ипотеке. Общие правила о залоге, содержащиеся в ГК РФ, применяются к ипотеке в случаях, когда ГК РФ или законом об ипотеке не установлены иные правила. Положениями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» предусматривается простая письменная форма договора об ипотеке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, когда об этом указано в законе либо предусмотрено соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. В силу статьи 24 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ договор ипотеки судна должен быть нотариально удостоверен и подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.
Таким образом, в данном случае требование о соблюдении нотариального удостоверения договора об ипотеке предусмотрено специальной нормой Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, что не противоречит общим правилам Закона об ипотеке о письменной форме договора, а лишь устанавливает ее квалифицированную форму.
Поскольку оспариваемый договор об ипотеке нотариально не удостоверен, он является ничтожным на основании статьи 165 ГК РФ, предусматривающей последствия несоблюдения нотариальной формы сделки.


Назад