русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2008 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за январь 2008 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 03-03-06/2/238
• Письмо касается вопроса учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с изучением финансового состояния и платежеспособности потенциального заемщика, в частности в ситуации, когда по результатам изучения принято решение об отказе в предоставлении кредита.
• Департамент указывает, что в с соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и одновременно сообщает, что должна существовать объективная связь понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 января 2008 г. № 03-11-04/2/13
• Письмо касается порядка учета доходов налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и получившими имущество в безвозмездное пользование.
• У налогоплательщика - ссудополучателя доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов на основании пункта 8 статьи 250 НК РФ. Порядок оценки доходов в виде безвозмездно полученных имущественных прав НК РФ не установлен, в этой связи налогоплательщик вправе самостоятельно определить такой порядок, в частности, может провести оценку доходов исходя из рыночных цен на имущественные права (по аналогии с порядком определения рыночных цен на товары, работы, услуги).

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 декабря 2007 г. № 03-05-06-01/145
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 15 января 2008 г. № 2.
• В письме разъяснены вопросы налогообложения движимого и недвижимого имущества филиалов, не имеющих отдельного баланса.
• Исходя из норм главы 30 НК РФ налоговая база формируется и налог уплачивается:
- по местонахождению организации - в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;
- по местонахождению обособленного подразделения с балансом - в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения данного обособленного подразделения;
- по местонахождению недвижимого имущества, если данное имущество находится вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения с балансом.
• Главой 30 НК РФ не предусмотрено формирование налоговой базы и уплата налога налогоплательщиком по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 14 декабря 2007 г. № 318 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2008 г., регистрационный № 10902.
На момент подготовки обзора текст приказа официально опубликован не был.

• Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения Росфинмониторингом указанной государственной функции и определяет порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) постановки на учет и снятия с учета в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, а частности лизинговых компаний.
• Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 998 «О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 января 2008 г. № 3 ст. 184, в «Российской газете» от 26 января 2008 г. № 16.
• Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по займам, полученным, в частности, в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
• Субсидия предоставляется заемщику в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБР, действующей на дату заключения договора займа.
• Приводится перечень документов, которые заемщик представляет в уполномоченный орган. Определен порядок действий уполномоченного органа.
• Урегулированы иные вопросы.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 999 «О предоставлении в 2008-2010 годах из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2005-2009 годах на срок до 8 лет»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 января 2008 г. № 3 ст. 185, в «Российской газете» от 26 января 2008 г. № 16.
• Установлены порядок и условия предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005-2009 годах на срок до 8 лет.
• Определен круг лиц, на которых распространяются принятые правила, перечень целей, для достижения которых могут быть предоставлены кредиты и займы, во взаимосвязи со сроками кредитования и максимальной суммой кредита (займа).
• Субсидии предоставляются гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и крестьянским (фермерским) хозяйствам в размере 95 процентов ставки рефинансирования ЦБР, действующей на дату заключения договора займа, но не более 95 процентов фактических затрат на уплату процентов по займу.
• Приведен перечень документов, которые предоставляются для регистрации заявления о предоставлении субсидии и для получения субсидии.
• Урегулированы иные вопросы.

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1001 «О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004-2009 годах»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 23 января 2008 г. № 12, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 января 2008 г. № 3 ст. 187.
• Утвержденными Правилами определены цели предоставления займов, сроки их предоставления.
• Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБР.
• Приведен перечень документов, которые предоставляются для регистрации заявления о предоставлении субсидии и для получения субсидии.
• Урегулированы иные вопросы.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Письмо ЦБР от 29 декабря 2007 г. № 225-Т «О рублевых эквивалентах показателей в соответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 года № 1755-У»
• В первом квартале 2008 г. рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка составляет 179705000 руб., рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации – 17970500 руб., рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка, а также небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка - 179705000 руб.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. № 120
Текст письма опубликован в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», 2008 г., № 1, в газете «Экономика и жизнь», январь 2008 г., № 2.
• В письме содержится Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 (Перемена лиц в обязательстве) ГК РФ и выработанные Президиумом ВАС РФ рекомендации.
• Утверждается, в частности, что уступка банком прав кредитора по кредитному договору юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией, не противоречит законодательству. Уступка требований по кредитному договору не относится к числу банковских операций, указанных в статье 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Из названной нормы следует обязательность наличия лицензии только для осуществления деятельности по выдаче кредитов за счет привлеченных средств. По смыслу данного Закона с выдачей кредита лицензируемая деятельность банка считается реализованной.
• Уклонение цедента от передачи цессионарию документов, удостоверяющих переданное последнему право (требование), само по себе не свидетельствует о том, что данное право (требование) не перешло к цессионарию. Невыполнение первоначальным кредитором обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 385 ГК РФ, по общему правилу не влияет на возникновение у нового кредитора прав в отношении должника. К новому кредитору права (требования) по общему правилу переходят в момент совершения сделки уступки права (требования). Передача документов, удостоверяющих право и подтверждающих его действительность, производится на основании уже совершенной сделки.
• В силу статьи 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору вместе со связанными с требованием правами (в том числе с правами, обеспечивающими исполнение обязательства). • Полученные поручителем в силу статей 365 и 387 ГК РФ права могут быть предметом самостоятельного соглашения об уступке права (требования).
• Если иное не предусмотрено законом или договором, уступка права (требования) из основного обязательства влечет переход к новому кредитору также и права, возникшего из договора о залоге (статья 384 ГК РФ), при этом не требуется дополнительного оформления залогового права.

Защита прав организаций

Правоприменительная практика

Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2007 г. № 15711/07
Между банком (кредитором) и предпринимателем (заемщиком) был заключен кредитный договор. В обеспечение исполнения обязательства по возврату кредита заемщик передал банку в залог административное здание и право аренды земельного участка под ним по договору о залоге (ипотеке). Во время действия кредитного договора предприниматель передал в доверительное управление все имущество, включая административное здание, не менее чем на 5 лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» заложенное имущество может быть предоставлено залогодателем в пользование третьим лицам на срок, превышающий срок обеспеченного ипотекой обязательства, либо для целей, не соответствующих назначению имущества, лишь с согласия залогодержателя. Поскольку такое согласие банка (залогодержателя) не было получено предпринимателем, договор доверительного управления имуществом признан недействительным в части передачи в доверительное управление административного здания, являющегося предметом залога.
Довод заявителя о том, что банк не имеет права на иск, был исследован и отклонен судом как необоснованный. Право банка на предъявление требования о признании договора доверительного управления имуществом недействительным в части передачи здания следует из пункта 3 статьи 40 Закона об ипотеке, так как оспариваемая передача заложенного имущества в доверительное управление без согласия залогодержателя непосредственно нарушает право банка определить в соответствии с названной нормой по своему усмотрению возможность пользования этим имуществом третьим лицом. То обстоятельство, что банк не является стороной сделки доверительного управления имуществом, не означает отсутствие у него права на подачу иска по настоящему делу.


Назад