русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2007 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2007 года



Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.


Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 1 августа 2007 г. № 165, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4013.
• Закон вносит отдельные изменения в шесть глав НК РФ: «Налог на добавленную стоимость», «Налог на доходы физических лиц», «Единый социальный налог», «Налог на прибыль организаций» и другие.
• В частности, установлен предельный размер суточных, освобождаемых от НДФЛ: не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.
• В главу «Единый социальный налог» внесено дополнение, согласно которому не облагаются ЕСН компенсационные выплаты, связанные с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.
• Для цели налогообложения прибыли первоначальная стоимость амортизируемого имущества повышена с 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
• Внесены иные изменения.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением отдельных пунктов, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 июля 2007 г. № 03-07-07/24
Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 7 августа 2007 г. № 28.
• Письмо касается вопроса налогообложения НДС операций по реализации услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
• В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения НДС реализация на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса. Таким образом, освобождение от налогообложения предоставляется некоммерческим образовательным организациям в отношении услуг в сфере образования, оказанным по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии.
• Поскольку согласно пункту 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796, образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит, данные услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

Приказ Минфина РФ от 10 июля 2007 г. № 62н «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 июля 2007 г., регистрационный № 9890.
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 8 августа 2007 г. № 171.

• Утверждена форма единой (упрощенной) налоговой декларации, которая представляется лицами, признаваемыми налогоплательщиками по одному или нескольким налогам, не осуществляющими операции, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках (в кассе организации), и не имеющими по этим налогам объектов налогообложения.
• Декларация представляется на бумажном носителе или в электронном виде не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
• Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Информационное письмо ЦБР от 31 июля 2007 г. № 12 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России»
Текст письма опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 августа 2007 г. № 45.
• Письмо содержит ответы на отдельные вопросы, возникающие в практике кредитных организаций.
• В частности, указано, что согласно пункту 1.10 Приложения 2 к Положению № 262-П в целях идентификации клиента - юридического лица кредитная организация обязана получить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности.
• Учитывая, что конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных юридическим лицом сведений о его присутствии или отсутствии по своему местонахождению законодательством Российской Федерации не предусмотрены, подтверждение указанных сведений возможно путем: получения от юридического лица письменного подтверждения о том, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица; выезда по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра; иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

Положение ЦБР от 20 июля 2007 г. № 307-П «О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2007 г., регистрационный № 10061.
• Аффилированными лицами кредитной организации являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность данной кредитной организации. Содержится описание лиц, которые признаются аффилированными.
• Кредитная организация обязана вести учет ее аффилированных лиц путем ведения списка аффилированных лиц. Список аффилированных лиц кредитной организации представляется кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью данной кредитной организации по указанным формам.
• В список аффилированных лиц кредитной организации вносится информация, которая известна либо должна быть известна этой кредитной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России». Приводится перечень нормативных актов, которые признаются утратившими силу.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. № 164, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4006.
• Впервые к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены не только коммерческие организации, но и потребительские кооперативы.
• В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться такие меры, как специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; упрощенный порядок составления статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество; меры по обеспечению финансовой поддержки; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; и некоторые другие.
• Вопросы развития малого и среднего предпринимательства отнесены к полномочиям органов власти всех уровней – от федерального до органов местного самоуправления.
• Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя, среди прочего, центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.
• Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
• Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и т.д.
• Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением отдельных статей, которые вступают в силу с 1 января 2010 г.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. № 31 ст. 4080.
• Программа утверждена в целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано принять программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанные с учетом положений Программы.
• Программой предусмотрено, в частности, осуществление мероприятий по повышению доступности кредитов для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции. Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Определены на будущее условия предоставления поддержки.
• Для повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе необходимо, в частности, решить задачу развития системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Планируется, среди прочего, предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным личными подсобными хозяйствами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и потребительскими сельскохозяйственными кооперативами в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на срок до 5 лет на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла, бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения, заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья) в размере 95 процентов ставки рефинансирования ЦБР.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11 июля 2007 г. № КГ-А40/4532-07
Кредитный потребительский кооператив граждан (далее - Кооператив) на основании договоров привлекал на возмездной, возвратной основе денежные средства физических лиц - членов Кооператива. Кооператив вступил в Союз кредитных потребительских кооперативов граждан (далее – Союз). По условиям соглашения, заключенного между Союзом и Кооперативом, Кооператив обязался направлять денежные средства, используемые для предоставления займов своим членам, в единый фонд взаимопомощи Союза. Союз обязался по заявке Кооператива предоставлять денежные средства для выдачи Кооперативом займов своим членам.
Кооператив перечислил Союзу 1 700 000 руб., впоследствии направил заявки своих членов на предоставление заемных денежных средств, однако Союз в нарушение принятых обязательств не предоставил Кооперативу денежные средства и из 1 700 000 руб. возвратил только 84 000 руб.
Кооператив обратился в арбитражный суд и потребовал от Союза вернуть основной долг, а также компенсировать убытки (Кооперативу пришлось выплатить неустойку своим членам), в том числе упущенную выгоду (Кооператив не смог предоставлять займы и, следовательно, не получил планируемых процентов). Суд признал исковые требования в части 1616 000 долга правомерными, однако отказал в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований о взыскании убытков, суд исходил из того, что начисление и частичная уплата Кооперативом своим членам процентов по привлеченным у них денежным средствам, а также невыдача им займов и неполучение Кооперативом по ним процентов, не находятся в причинно-следственной связи с фактом нарушения Союзом обязательства по предоставлению Кооперативу денежных средств.
В соответствии со статьями 16, 20 Федерального закона от 7 августа 2001 № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» кредитный потребительский кооператив должен формировать резервный фонд для обеспечения непредвиденных расходов, страховой фонд для покрытия возможных убытков, фонд финансовой взаимопомощи, в обязательном порядке устанавливать ограничения на соотношения собственных средств и общей суммы обязательств.
В связи с этим ссылка Кооператива на то, что им начислена и частично выплачена неустойка членам кооператива только по причине непредоставления Союзом денежных средств, отклонена судом по мотиву недоказанности Кооперативом принятия всех мер к предотвращению этих убытков или уменьшению их размера.
Учитывая вышеуказанные положения закона, также несостоятелен довод Кооператива о том, что Кооперативом по причине непредоставления Союзом денежных средств не был выдан заем члену Кооператива и не получен соответствующий доход в виде процентов за пользование заемными средствами. Более того, в соответствии со ст. 15 ГК РФ под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Поскольку договор займа не был подписан, доводы Кооператива о том, что им был бы получен доход в истребуемом размере, носят предположительный характер.


Назад