русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за ноябрь 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров»
Опубликован в «Российской газете» от 8 ноября 2005 г. № 249, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 45, ст. 4585.
o Законом внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ, а также в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
o Налоговые органы наделены правом взыскивать не только недоимки и пени, но и штрафы в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сбора.
o В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается, а в случае обжалования решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном АПК РФ. При обжаловании решения организация, привлекаемая к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязана одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы.
o Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве». o Аналогичный порядок установлен для взыскания недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ, пеней и штрафов.
o Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Поданные и не рассмотренные арбитражным судом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые на основании настоящего Федерального закона могут взыскиваться по решению налогового органа, территориального органа Пенсионного фонда РФ, подлежат рассмотрению в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ.


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 октября 2005 г. № 03-03-04/4/63 «О налоге на прибыль организаций по имуществу, переданному в безвозмездное пользование»
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста» от 14 ноября 2005 г. № 22, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 22 ноября 2005 г. № 43.
o Если доходы в виде имущественного права, полученного по договору безвозмездного пользования имуществом, по существу не соответствуют ни одному из указанных в статье 251 НК РФ виду доходов, то они должны учитываться при определении налоговой базы.
o При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком документально или путем проведения независимой оценки. Порядок оценки доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав, Налоговым кодексом не установлен. В этой связи налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок оценки доходов, связанных с безвозмездным получением имущественных прав. Департамент считает, что при получении безвозмездно права пользования имуществом налогоплательщик может провести оценку доходов исходя из рыночных цен на имущественные права (по аналогии с порядком определения рыночных цен на товары, работы, услуги).


• Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 октября 2005 г. № 03-03-04/1/251 «Об отрицательных и положительных разницах, которые возникают по договору займа, выраженного в иностранной валюте»
Текст письма опубликован в журнале «Документы и комментарии для бухгалтера и юриста» от 14 ноября 2005 г. № 22.
o По вопросу учета отрицательных и положительных разниц, возникающих по договорам займа, при условии, что займы выражены в иностранной валюте, но подлежат оплате в рублях, необходимо учитывать, что разница между рублевой оценкой суммы займа на дату получения заемщиком денежных средств и рублевой оценкой суммы займа на дату возврата денежных средств заимодавцу не подпадает под определение суммовой разницы.
o Возникающую отрицательную разницу у заемщика следует рассматривать как плату за пользование займом и учитывать для целей налогообложения прибыли в соответствии со статьей 269 НК РФ «Особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам».
o В случае если организация по договору займа получила сумму меньшую, чем передала заемщику, то в учете заимодавца будет числиться задолженность (в отрицательной разнице) заемщика, списание которой в дальнейшем не будет учитываться в составе расходов заимодавца.
o Таким образом, возникшая отрицательная разница у заимодавца не учитывается для целей налогообложения прибыли по договорам займа, номинированным в иностранной валюте, но подлежащим оплате в рублях. При этом, возникающие у заимодавца положительные разницы учитываются в составе внереализационных доходов.


Правоприменительная практика


• Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 октября 2005 г. N КА-А40/10483-05-П
Судами нескольких инстанций был рассмотрен налоговый спор, предметом которого является налогообложение НДФЛ сумм материальной выгоды по договору займа, в соответствии с которым заемщику предоставлен заем в сумме, эквивалентной определенной сумме долларов США, в рублях по курсу на дату перечисления займа. При этом заем погашался в рублях по официальному курсу доллара США, установленному на день проведения указанной операции.
Налогоплательщик ссылается на необходимость применения в спорной ситуации подпункта 2 п. 2 ст. 212 НК РФ, согласно которому при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Налоговый орган ссылается на то, что материальная выгода должна рассчитываться исходя из получения средств в рублях.
В своем решении суд основывается на ст. 317 Гражданского кодекса РФ, согласно которой денежные обязательства могут быть выражены в рублях, в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в иностранной валюте. В рассматриваемом случае денежные обязательства были выражены в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, а не в иностранной валюте. Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций, если заемные средства выражены в рублях, рассчитывается на основании подпункта 1 п. 2 ст. 212 Налогового кодекса РФ, то есть как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБР на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.


Законопроекты


Государственной Думой РФ принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством РФ. Законопроект предлагает снижение ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования РФ, на 0,3% и увеличение ставки налога, подлежащего зачислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, на 0,3%. Таким образом, общая ставка ЕСН не изменяется.


Финансовый и налоговый контроль


Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 16 ноября 2005 г. № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Опубликован в «Российской газете» от 19 ноября 2005 г. № 261, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 47, ст. 4828.
o Действие закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространено на все категории физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации, в том числе на категорию лиц, ранее не упоминавшихся в законе, - это лица без гражданства, временно проживающие на территории Российской Федерации, и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации.
o Закон вступил в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.


• Приказ Минфина РФ от 25 октября 2005 г. № 132н «О создании Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 ноября 2005 г. № 45.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 ноября 2005 г., регистрационный № 7136.

o Межведомственная комиссия, являющаяся постоянно действующим координационным органом, создана в целях организации эффективного взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и Центрального банка РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повышения эффективности международного сотрудничества в этой области.
o Комиссия, в частности, создает рабочие группы для своевременной подготовки предложений по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; организует подготовку информационно-аналитических, методических материалов и прогнозов в целях текущего мониторинга эффективности противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; вносит в Правительство РФ предложения по вопросам, относящимся к компетенции Комиссии.
o Председателем Комиссии по должности является руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу.


Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


• Указание ЦБР от 4 октября 2005 г. № 1624-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 7 декабря 2005 г. № 64. Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 ноября 2005 г., регистрационный № 7127.
o Уточняется перечень документов, представляемых кредитной организацией для ее государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, в части оснащения охранной, пожарной и тревожной сигнализацией и уровня технической укрепленности помещений для совершения операций с ценностями.
o Предусматривается предоставление ряда дополнительных документов в случае, если денежная наличность кредитной организации будет застрахована на сумму не менее минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе.
o Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».


• Положение ЦБР от 9 ноября 2005 г. № 279-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 декабря 2005 г., регистрационный № 7239.
o Устанавливается новый порядок назначения, организации, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией. Определяется порядок формирования временной администрацией реестра требований кредиторов и реестра обязательств банка перед вкладчиками в случае участия банка в системе обязательного страхования вкладов физических лиц при наступлении страхового случая, а также в случае, если кредитная организация не является участником системы обязательного страхования вкладов.
o Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в «Вестнике Банка России».

• Указание ЦБР от 15 ноября 2005 г. № 1632-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»
Текст Указания опубликован в «Вестнике Банка России» от 7 декабря 2005 г. № 64. Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 ноября 2005 г., регистрационный № 7217.
o При открытии филиала (внутреннего структурного подразделения) на основе реорганизуемой кредитной организации вместо документов, подтверждающих право собственности на завершенное строительством здание (помещение) для размещения филиала, кредитная организация может направить письменное обязательство о представлении указанных документов после ее государственной регистрации, а также государственной регистрации изменений в учредительные документы.
o За предоставление кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взимается государственная пошлина.
o Сокращается перечень документов, направляемых в территориальное учреждение после проведения совместного общего собрания участников реорганизуемых кредитных организаций. По заявлению новой кредитной организации Банком России может быть принято решение о возможности временного одновременного функционирования корреспондентских счетов реорганизованных кредитных организаций и корреспондентского счета новой кредитной организации.
o Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его опубликования в «Вестнике Банка России».


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты


• Постановление Правительства РФ от 17 октября 2005 г. № 623 «Об утверждении Правил осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 25 октября 2005 г. № 239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 43, ст. 4404.
o Правила утверждены в соответствии с нормами ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которым резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
o Предварительная регистрация счета осуществляется налоговым органом по месту учета резидента. Резидент должен обратиться в налоговый орган за предварительной регистрацией счета до открытия счета.
o Утвержден перечень документов, которые должен представить резидент, являющийся, в частности, юридическим лицом: заявление о предварительной регистрации счета (вклада); документ о государственной регистрации юридического лица; справку о присвоении кодов форм федерального государственного статистического наблюдения.
o Перечислены случаи, когда допускается отказ в предварительной регистрации счета.

Гражданское законодательство


Законопроекты


Рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (см. обзор за предыдущий месяц) во втором чтении намечено на 16 декабря.
Президент РФ направил в Государственную Думу свое заключение на законопроект. В заключении выражается согласие с принципом регистрации НКО в органах Федеральной регистрационной службы, однако при этом отмечено, что предлагаемый механизм регистрации нуждается в уточнении. Это уточнение, в частности, должно касаться перечня документов, представляемых для регистрации, а также оснований для отказа в регистрации.
Заявлено, что предусмотренный проектом механизм государственной регистрации международных и иностранных организаций в качестве российских общественных организаций является излишним. При этом не до конца ясна позиция Президента в вопросе права иностранных граждан и лиц без гражданства быть учредителями (членами, участниками) российских НКО.
Предложено ввести в законопроект новые механизмы контроля. Так, предлагается обязать все международные и иностранные организации уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о целях и задачах своей деятельности, об объемах выделяемых и получаемых средств, а также о конкретных целях их использования. Форму такого уведомления установит Правительство РФ. Выражена позиция, что некоммерческие организации и (!) физические лица, получающие финансовые средства на безвозмездной основе от международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан, должны уведомлять об этом уполномоченный орган. При этом «следует предусмотреть ответственность российских юридических и физических лиц, уклоняющихся от уведомления уполномоченного органа о том, что в своей деятельности они используют финансовые средства международных и иностранных организаций».
Напомним, что законопроект не затрагивает права потребительских кооперативов.


Назад