русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за октябрь 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты


• Федеральный закон от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Опубликован в «Российской газете» от 25 октября 2005 г. № 239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 октября 2005 г № 43 ст. 4350.
o Закон устанавливает для налогоплательщиков - юридических лиц отчетные периоды и уплату авансовых платежей по транспортному налогу.
o Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал. Однако при установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
o Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
o Налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Форма налоговой декларации по налогу утверждается Министерством финансов РФ. Организации, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов РФ.
o Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.


• Письмо Федеральной налоговой службы от 5 сентября 2005 г. № 02-1-07/81 «О подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами»
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 18 октября 2005 г. № 20.
o В Письме содержится ответ на вопрос, правомерно ли требование налоговой инспекции об обязательном ежемесячном составлении первичного документа в виде подписанного двустороннего акта между лизингодателем и лизингополучателем для обоснования правомерности отнесения лизингополучателем в налоговом учете суммы лизингового платежа на прочие расходы.
o Если договаривающимися сторонами заключен договор аренды (лизинга) и подписан акт приема-передачи имущества, являющегося предметом аренды (лизинга), то из этого следует, что услуга реализуется (потребляется) сторонами договора, и, следовательно, у организаций есть основание для включения в состав налоговой базы по налогу на прибыль сумм доходов от реализации такой услуги (арендодатель, лизингодатель) и расходов в связи с потреблением услуги (арендатор, лизингополучатель). Данные основания возникают у организаций вне зависимости от подписания акта приема-передачи услуги, тем более что требование об обязательном составлении актов приема-передачи услуг в виде аренды (лизинга) ни главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ, ни законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено.


Законопроекты


21 октября принят Государственной Думой принят и 26 октября одобрен Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров». Проект Федерального закона был внесен Президентом Российской Федерации.
Закон закрепил право налоговых органов самостоятельно, без обращения в суд, взыскивать налоговые санкции с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, если размер штрафа не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5000 рублей по каждому налогу, в отношении организаций - 50 000 рублей по каждому налогу. Такие же полномочия предоставляются территориальным органам Пенсионного фонда РФ в отношении взыскания недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов.
При обжаловании решения о взыскании в вышестоящий орган исполнение решения автоматически приостанавливается. В случае обжалования решения о взыскании в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в соответствии с порядком, установленным арбитражным процессуальным законодательством.


Деятельность кредитных организаций


Принятые нормативные правовые акты


Письмо ЦБР от 3 октября 2005 г. № 124-Т «Об установлении рублевых эквивалентов показателей, предусмотренных Указанием Банка России от 01.12.2003 № 1346-У»
Текст Письма опубликован в «Вестнике Банка России» от 12 октября 2005 г. № 54.
o На четвертый квартал 2005 г. Банк России установил, что рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых банков независимо от доли участия в них иностранного капитала на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен составлять не менее 171 905 500 руб.
o Такие же эквиваленты минимального размера уставного капитала установлены для действующих кредитных организаций, ходатайствующих о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, и для небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка.
o Рублевый эквивалент уставного капитала для создаваемых небанковских кредитных организаций на день подачи документов в территориальное учреждение Банка России должен составлять не менее 17 190 050 руб.


Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности


Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Федеральной налоговой службы от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695@ «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники»
Текст письма опубликован в газете «Экономика и жизнь», октябрь 2005 г., № 42.
o Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, любое иное осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует в обязательном порядке применения контрольно-кассовой техники.
o В связи с тем, что уплата заемщиком процентов за пользование заемными средствами наличными денежными средствами в кассу организации, получение от заемщика наличных денежных средств в кассу организации при уплате неустойки (штрафа, пени), оприходование наличных денежных средств, вносимых заемщиком в счет уплаты основного долга по договору займа, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг, то и обязательного применения контрольно-кассовой техники не требуется.


Гражданское законодательство


Принятые нормативные правовые акты


• Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2005 г. № ВЕ-6-09/795@ «О проведении регистрирующими органами разъяснительных мероприятий о необходимости дополнения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведениями о кодах по ОКВЭД»
o Федеральная налоговая служба рекомендует территориальным регистрирующим (налоговым) органам провести разъяснительные мероприятия среди юридических лиц о дополнении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениями о кодах по ОКВЭД. С 1 января 2004 г. в состав сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, включены сведения о кодах по ОКВЭД, однако законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность юридических лиц представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ. Кроме того, законодательством не установлена обязанность по сообщению юридическими лицами в регистрирующий орган сведений о кодах по ОКВЭД в случае их изменения.
o Декларации, отчеты, иные документы, имеющиеся в регистрирующих (налоговых) органах, не являются основанием для включения в ЕГРЮЛ сведений о кодах по ОКВЭД. Рекомендуется разъяснять юридическим лицам, что заявления о кодах по ОКВЭД по соответствующим формам надо подавать добровольно.


• Письмо Федеральной налоговой службы от 13 июля 2005 г. № ЧД-6-09/570@ «О направлении методических рекомендаций»
o Методические рекомендации разработаны в целях разъяснения процесса публикации сведений о юридических лицах в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц.
o Юридические лица обязаны опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, следующие сообщения: о принятых решениях о реорганизации; об уменьшении своего уставного капитала; о ликвидации юридического лица; о приобретении обществом с ограниченной ответственностью двадцати процентов уставного капитала другого общества. С 14 апреля.2005 г. публикация юридическими лицами указанных сообщений осуществляется в журнале «Вестник государственной регистрации».
o Отмечается, что юридические лица вправе осуществлять публикацию обязательных в силу закона сообщений в любых изданиях. Вместе с тем, обязанность юридических лиц по опубликованию указанных сообщений будет считаться исполненной при условии их размещения в органе печати, в котором публикуются сведения о государственной регистрации, то есть в журнале «Вестник государственной регистрации».

• Письмо ФНС от 13 сентября 2005 г. № ЧД-6-09/761 «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации»
Текст письма опубликован в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 18 октября 2005 г. № 20, в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 18 октября 2005 г. № 38.
o Заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в государственной регистрации, но и возможностью последующего привлечения юридических лиц, предоставивших недостоверные сведения для включения в государственный реестр, к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. В частности, должностное лицо организации, предоставившей заведомо ложные сведения в регистрирующий (налоговый) орган, подлежит дисквалификации по решению суда в соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. С субъективной стороны предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.
o Предоставление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, например, при представлении сведений об учредителях юридического лица, уставном капитале общества (выявление фактов неоплаты уставного капитала), адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), о паспортных данных физического лица. o За совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица. По смыслу статьи 2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.
o Приводятся примеры дисквалификации должностных лиц. Административное наказание в виде дисквалификации пока не получило широкого применения. На сегодняшний день впервые в РФ регистрирующими органами положено начало применению положений части 4 статьи 14.25 КоАП РФ. Так, регистрирующим органом г. Москвы возбуждено административное производство в порядке части 4 статьи 14.25 КоАП РФ в отношении гр-на Сафронова. В течение 2005 года гр-н Сафронов, как должностное лицо различных юридических лиц неоднократно привлекался регистрирующим органом г. Москвы к административной ответственности в порядке части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за предоставление недостоверных сведений об адресе места нахождения юридического лица. В июле 2005 года мировым судьей рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, и вынесено постановление о дисквалификации гр-на Сафронова на два года.


Законопроекты


Группой депутатов внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает существенное изменение порядка регистрации большой группы некоммерческих организаций и усиление контроля их деятельности со стороны органов, принявших решение о регистрации.
В частности, предлагается передать функции по регистрации фондов, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств, ассоциаций и союзов от налоговых органов территориальным органам Федеральной регистрационной службы. Иностранные граждане и лица без гражданства, не приживающие постоянно на территории Российской Федерации, лишаются права быть учредителями всех перечисленных выше некоммерческих организаций, а также общественных объединений. По сути, запрещается деятельность на территории России иностранных некоммерческих организаций через представительства и филиалы. Иностранным НКО предложено создавать на территории РФ отделения в виде общественных организаций и регистрировать их в качестве российских юридических лиц.
Значительно расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, а также оснований для ликвидации НКО.
Органы ФРС наделяются правом контроля деятельности НКО, созданных в указанных формах, в том числе правом запрашивать любые финансово-хозяйственные документы.
Предполагается, что закон в случае его принятия вступит в силу с 1 января 2006 г., причем в течение года все организации, упомянутые в законопроекте, должны будут привести свои уставы в соответствие с законом, что вполне можно назвать перерегистрацией.
Законопроект не затрагивает права потребительских кооперативов.


Назад