русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Правительством РФ внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в главы 26-2 и 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
Законопроект предполагает существенные изменения двух специальных режимов налогообложения: упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Концептуально законопроект направлен на совершенствование налогообложения малого бизнеса, однако предлагаемые им изменения касаются и некоммерческих организаций, применяющих или планирующих применять УСН.
В частности, законопроект содержит прямое указание на возможность применения УСН некоммерческими организациями независимо от доли участия других организаций. Предполагается, что смогут применять УСН хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Это нововведение очевидно дискриминационно по отношению к кредитным кооперативам, поскольку указанный закон на них не распространяется.
Предложено повысить размер максимально допустимого дохода для организаций, применяющих УСН, с нынешних 15 млн. рублей до 20 млн. рублей в год.

Принятые нормативные правовые акты

  • Приказ Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173@ «О признании утратившими силу Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
    Опубликован в журнале «Документы и комментарии» от 16 мая 2005 г. № 10.
    • Признаны утратившими силу Методические рекомендации по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй НК РФ, а также приказ МНС России от 27.10.2003 № ВГ-3-02/569, которым были внесены изменения в указанные рекомендации.

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 31 марта 2005 г. № 03-1-03/474/13 «О налоге на добавленную стоимость»
    Текст письма опубликован в приложении к журналу «Нормативные акты для бухгалтера» от 2-8 мая 2005 г. № 17, в журнале «Нормативные акты для бухгалтера» от 3 мая 2005 г. № 9.
    • Объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией товаров (работ, услуг).
    • Безвозмездное распространение продукции СМИ, так же как распространение продукции СМИ на возмездной основе, признается реализацией товаров (работ, услуг) и являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

  • Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/231
    Текст письма размещен на сайте справочной правовой системы «Гарант» в Internet (http://www.garant.ru)
    • Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
    • Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. При этом право налогоплательщика применять данный специальный коэффициент, не зависит от того, является ли имущество, приобретаемое для передачи в лизинг, новым или бывшим в употреблении.

    Правоприменительная практика

    • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 апреля 2005 г. № 14452/04
      Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)
      • Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время п. 3 ст. 46 НК РФ, предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным требованием к указанному лицу, не устанавливает срока, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц руководствоваться соответствующим положением этого пункта.
      • При этом 6-месячный срок для обращения налогового органа в суд в отношении заявленных требований к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания сумм. Названный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. Частичная уплата налогоплательщиком задолженности данный срок не прерывает.

      Бухгалтерский учет и отчетность

      Принятые нормативные правовые акты

      • Письмо Минфина РФ от 4 февраля 2005 г. № 07-05-06/38 «О бухгалтерском учете в специализированных потребительских кооперативах граждан»
        Текст письма размещен на сайте журнала «Российский налоговый курьер» в Internet (http://www.rnk.ru)
        • Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат специальных положений по вопросам учета имущества, приобретаемого специализированным потребительским кооперативом граждан для удовлетворения потребностей членов кооператива (пайщиков, участников). В случае отсутствия в нормативных документах способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу организацией осуществляется разработка соответствующего способа при формировании учетной политики.
        • При определении способа ведения бухгалтерского учета приобретаемого специализированным потребительским кооперативом имущества, являющегося предметом паенакопления членов, целесообразно учитывать рекомендации по указанному вопросу, выработанные профессиональным сообществом и опубликованные на официальном сайте Института профессиональных бухгалтеров России (www.ipbr.ru).

        Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

        Принятые нормативные правовые акты

        • Федеральный закон от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»
          Опубликован в «Российской газете» от 13 мая 2005 г. № 100, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 мая 2005 г. № 19, ст. 1752.
          • Вводится новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Оно заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в некоторых других случаях.
          • Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Назначается судом.
          • При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
          • При возникновении ситуации, требующей немедленного приостановления деятельности, предусматривается временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок временного запрета деятельности не может превышать пять суток.
          • Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

        Защита прав организаций

        Принятые нормативные правовые акты

        • Письмо Минфина РФ от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116
          Текст письма размещен на сайте справочной правовой системы «Гарант» в Internet (http://www.garant.ru)
          • Одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. В п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что к таким разъяснениям следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
          • Должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах являются Министр финансов Российской Федерации, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

        • Письмо Федеральной налоговой службы от 15 апреля 2005 г. № ШС-6-14/316 «О направлении письма»
          Текст письма опубликован в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 17 мая 2005 г. № 18, в газете «Экономика и жизнь», май 2005 г., № 21.
          • В соответствии с приказом МНС России от 21.05.2002 № БГ-3-18/263 организациям, находящимся в ведении налоговых органов РФ, запрещено осуществление налогового консультирования юридических и физических лиц.
          • Центральная консультационная служба МНС РФ, ее филиалы, иные подразделения не правомочны с даты принятия вышеназванного приказа осуществлять налоговое консультирование юридических и физических лиц. Данные Центральной консультационной службой МНС РФ, ее филиалами, иными подразделениями экспертные заключения по вопросам налогообложения не являются официальной позицией налоговых органов РФ и не имеют юридической силы.


        Назад