русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2005 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2005 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.



Налогообложение

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 13 января 2005 г. № ШС-6-09/5 «О временных методических рекомендациях»
    Текст письма размещен на сайте справочной правовой системы «Гарант» в Internet (www.garant.ru)
    • Федеральная налоговая служба направила для использования в работе налоговых органов Временные методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации юридических лиц и ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
    • Снижен размер государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица. С 1 января 2005 г. не взимается государственная пошлина при государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в случае применения процедуры банкротства.
    • Налоговым кодексом РФ предусмотрена необходимость уплаты государственной пошлины за выдачу дубликатов свидетельств о государственной регистрации юридического лица. Между тем регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации и не выдают копию ранее выданного свидетельства с проставлением штампа «дубликат». Под выдачей дубликата свидетельств понимается повторная выдача свидетельств, аналогичных по содержанию, но отличающихся от ранее выданных серией и номером бланка свидетельства.
    • При поступлении в регистрирующие (налоговые) органы документов для государственной регистрации необходимо осуществлять проверку правильности заполнения платежных документов, свидетельствующих об уплате государственной пошлины, в частности, полей «Назначение платежа», «Код бюджетной классификации». Заполнение полей платежного документа иными показателями (в частности, неправильное указание кода бюджетной классификации) является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением документа, свидетельствующего об уплате государственной пошлины. В случае выявления регистрирующим (налоговым) органом факта отсутствия документа об уплате государственной пошлины (в т.ч. неправильного заполнения полей платежного документа) документы, представленные для внесения записи в Единый государственный реестр из территориальных органов юстиции, учреждений Банка России, должны быть возвращены в соответствующие органы для подготовки ими решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц на основании части 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ. Для исключения возможности неоднократного использования одного и того же документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц, целесообразно рекомендовать юридическим лицам при заполнении показателя «Примечание» платежного документа, а также при заполнении показателя «Наименование платежа» указывать «Государственная пошлина за государственную регистрацию (создания, внесения изменений в учредительные документы, реорганизации, ликвидации) (наименование юридического лица)».

  • Письмо Фонда социального страхования РФ от 15 февраля 2005 г. № 02-18/07-1243
    Текст письма размещен на сайте Фонда социального страхования РФ в Internet (www.fss.ru)
    • Фонд социального страхования РФ направил для использования в практической работе ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по применению пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», согласно которому первые два дня временной нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя.
    • Так, на вопрос «В календарных или рабочих днях определяется период нетрудоспособности, оплачиваемой за счет средств работодателя?» ФСС отвечает, что оплате за счет средств работодателя подлежат рабочие дни (часы), приходящиеся на первые два календарных дня нетрудоспособности. Если, например, работник заболел в пятницу и при этом пятница по графику работы для него является рабочим днем, а суббота - выходным днем, то за счет средств работодателя подлежит оплате только один день - пятница.
    • При оплате листка нетрудоспособности вследствие бытовой травмы с 1 января 2005 года не следует применять пункт 14 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6. Бытовая травма, независимо от причины ее получения, подлежит оплате с первого дня нетрудоспособности. При этом первые два дня нетрудоспособности оплачиваются за счет средств работодателя, с третьего дня нетрудоспособности - за счет средств ФСС.
    • Порядок оформления оборотной стороны листка нетрудоспособности не изменился. В разделе «причитается пособие» заполняется период нетрудоспособности, пропущенные рабочие дни (часы), подлежащие оплате за счет средств обязательного социального страхования. При этом в указанном разделе допускается запись произвольной формы об оплате пропущенных дней (часов) за счет средств работодателя. В случае необходимости расчет пособия можно производить на отдельном листе и прикреплять к листку нетрудоспособности.
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы начисляться не должны. На сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня нетрудоспособности, единый социальный налог не начисляется.
    • Порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, установленный Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» не изменился. Следовательно, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г № 202-ФЗ при выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы в указанных организациях не применяется.

Правоприменительная практика

  • Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2005 г. № 16141/04
    Текст решения размещен на сайте ВАС РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • Признается недействующим письмо МНС России от 17 февраля 2004 г. № 04-2-06/127 «О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками», согласно которому суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных постановлениями Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 и от 2 октября 2002 г. № 729, приказом Минфина РФ от 12 ноября 2001 г. № 92н, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
    • ВАС РФ считает, что законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к НДФЛ не определены; общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством. Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 93 не может быть применено в целях исчисления НДФЛ, поскольку оно принято в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
    • Согласно статье 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Размер возмещения определяется финансовыми возможностями организации. Тем не менее такие выплаты, для их квалификации в качестве суточных, должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть направленных на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства.

Деятельность кредитных организаций

По официальной информации, размещенной на сайте Минфина РФ (www.minfin.ru), Минфин РФ разработал ряд законопроектов в банковской сфере, предусмотренных стратегией развития банковского сектора РФ на период до 2008 года.
Один из ключевых документов - проект федерального закона «О потребительском кредите», который уже направлен на согласование в ЦБР.
Разработан законопроект, снимающий с банков функцию по контролю за кассовой дисциплиной клиентов. Заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Владимир Луков выразил надежду, что законопроект будет рассмотрен кабинетом министров в марте.
Подготовлены концепция и текст законопроекта об упрощении слияний и поглощений банков.
Подготовлены и согласованы изменения в закон «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которыми предлагается с 1 января 2007 года установить требование к размеру собственных средств для действующих банков в размере не менее эквивалента 5 млн. евро. При этом действующие банки, имеющие на 1 января 2007 года капитал ниже 5 млн. евро, смогут продолжить деятельность при условии, что их капитал не опускается ниже уровня, имевшегося на момент введения указанных требований.
Минфин РФ работает над законопроектом о запрете прямого открытия в РФ филиалов иностранных банков, что является официальной позицией российской стороны на переговорах по вступлению во Всемирную торговую организацию. Разрабатывается законопроект об отмене сборов за открытие филиалов кредитных организаций.
Минфин при участии Банка России и Минэкономразвития подготовил проект положительного официального отзыва на разработанный депутатом Анатолием Аксаковым законопроект о введении в Гражданском кодексе РФ понятия «договор банковского вклада», чтобы в законодательстве можно было определить понятие «безотзывный вклад».
Минфином направлен на согласование в ЦБР законопроект о создании системы регистрации залога движимого имущества, идет согласование законопроекта о реальных владельцах банков, подготовлен проект закона, устанавливающий квалификационные требования к членам совета директоров кредитных организаций.

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо ЦБР от 17 февраля 2005 г. № 31-Т «О применении пункта 2.3 Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
    Письмо подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России», однако пока не опубликовано. Текст письма размещен на сайте справочной правовой системы «Гарант» в Internet (www.garant.ru)
    • В случае если по ссуде не происходит изменения кредитного риска (обстоятельств, принимаемых во внимание при оценке кредитного риска и формировании резерва), регулирование резерва в связи с изменением суммы основного долга (в том числе связанным с изменением курса иностранной валюты, в которой номинирована ссуда, к рублю) как на внутримесячные, так и на отчетные даты осуществляется в соответствии с определенной внутренними документами кредитной организации процедурой, которой может быть предусмотрено, что решение о регулировании резерва в указанных случаях может приниматься не только руководителем кредитной организации, но и уполномоченным на то служащим кредитной организации.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Письмо ЦБР от 26 января 2005 г. № 17-Т «Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами»
    Письмо подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России», однако пока не опубликовано. Текст письма размещен на сайте справочной правовой системы «Гарант» в Internet (www.garant.ru)
    • Приводится примерная схема и характерные признаки операций по получению наличных денежных средств со счета (вклада), которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Конечной целью таких операций является получение физическими лицами (резидентами и нерезидентами) со своих счетов, открытых в российских кредитных организациях, крупных сумм наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте.
    • Такие операции относятся к операциям повышенной степени (уровня) риска их совершения, и кредитные организации должны уделять им повышенное внимание. При возникновении подозрений об осуществлении указанных операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитные организации принимают решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 106 ликвидирован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в связи с признанием утратившей силу с 1 января 2005 г. статьи 8 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Министерству экономического развития и торговли РФ поручено до 10 мая 2005 г. представить в Правительство РФ предложения по совершенствованию инфраструктуры для малого предпринимательства.

Гражданское законодательство

Правоприменительная практика

  • Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 января 2005 г. № 90
    Текст письма размещен на сайте ВАС РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • Приводится обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке.
    • Если предметом ипотеки являлся объект незавершенного строительства, то по окончании его строительства ипотека сохраняет силу и ее предметом является здание (сооружение), возведенное в результате завершения строительства.
    • Предметом ипотеки может быть отдельное помещение, права на которое как на самостоятельный объект недвижимого имущества зарегистрированы в установленном порядке, а не часть площади такого помещения.
    • В случае обращения взыскания на право аренды земельного участка и реализации права аренды к лицу, приобретшему такое право, переходят также обязанности арендатора по соответствующему договору аренды.

  • Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. № 11359/04
    Текст постановления размещен на сайте ВАС РФ в Internet (www.arbitr.ru)
    • Постановлением главы администрации города Костромы в качестве взноса на уставные цели в Фонд содействия развитию Костромы было внесено движимое и недвижимое муниципальное имущество. Президиум ВАС РФ признал данное постановление недействительным по следующим основаниям.
    • Согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса РФ фонд - некоммерческая организация учреждается гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, и имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и местного самоуправления могут создавать лишь государственные и муниципальные учреждения и закреплять за ними имущество на праве оперативного управления.
    • Положениями Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в той редакции, которая действовала на день издания постановления главы администрации города Костромы, не предусмотрена возможность внесения органами местного самоуправления муниципального имущества в качестве вкладов в некоммерческие организации (фонды).
    • Ссылка на статью 69 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую возможность принятия представительными органами муниципального образования решений о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов, приведена неосновательно, поскольку названная законодательная норма вступает в действие с 1 января 2006 г.


Назад