русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2004 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за август 2004 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Данный обзор имеет только информационный характер. Ни автор этого обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.

Подготовлено юристом А.Толмасовой.
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр.


Изменения законодательства, требующие немедленных действий

На деятельность некоторых микрофинансовых организаций существенное влияние может оказать принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим законом признаются утратившими силу несколько статей Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». осударственным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства, Государственным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства, организациям, взаимодействующим с государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства, следует проанализировать влияние изменений законодательства на собственную деятельность и в случае необходимости получить соответствующие консультации, поскольку им, возможно, придется скорректировать свои организационные и финансовые планы.
Более подробно см. раздел «Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности».

Налогообложение

По сообщению «Российской газеты», Правительство РФ отказалось от планов введения НДС-счетов в жестком варианте, который предполагал «замораживание» на них средств налогоплательщиков исключительно на цели, связанные с уплатой НДС, однако не отказывается от планов введения НДС-счетов в мягком варианте - без изоляции денежных средств на этих счетах. При таком варианте НДС-счета будут дополнительным инструментом, который позволит государству следить за движением средств, заплаченных или полученных налогоплательщиками.
Минфин РФ намерен предложить снижение в 2005 году ставки НДС с 18 до 16 процентов. Одновременно предполагается исключить ставку налога 10 процентов, и, в этом случае, организации, применяющие сейчас льготную ставку 10 процентов будут платить НДС в размере 16 процентов.
Президентом РФ подписан пакет законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Часть пакета связана с изменениями в налогообложении. В частности, изменения касаются НДС, налога на прибыль, земельного налога, НДФЛ.
Следует обратить внимание, что почти все перечисленные ниже налоговые законы вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением изменений в Законе РФ «О государственной пошлине».

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах»
    Опубликован в «Российской газете» от 3 августа 2004 г. № 164, Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. № 31 ст. 3231.
    • Закон подводит черту под формированием российской налоговой системы. Установлены 10 федеральных налогов (НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользовании объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина), три региональных налога (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог), два местных налога (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Из налоговой системы РФ исключены такие налоги, как налог на рекламу и сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний.
    • Налоговая ставка НДФЛ будет повышена с 6 до 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
      Изменено распределение налога на прибыль организаций между бюджетами различного уровня: в федеральный бюджет надо будет уплачивать 6,5 процентов, в бюджеты субъектов РФ – 17,5 процентов, в местные бюджеты налог уплачиваться не будет.
      Доходы в виде дивидендов будут облагаться налогом на прибыль по ставке не шесть, а 9 процентов
      Признаются утратившими силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ряд связанных с ним законов.
      Закон вступает в силу с 1 января 2005 года, за исключением отдельных положений.

  • Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. № 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. № 34 ст. 3527.
    • При определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получении имущественного налогового вычета в сумме, направленной на погашение процентов не только по ипотечным кредитам, но и по любым целевым займам (кредитам), полученным не только в банках Российской Федерации, но от любых кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным на приобретение и строительство жилья на территории Российской Федерации.
    • Имущественный налоговый вычет, связанный со строительством или приобретением жилья, может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме, утверждаемой ФНС. Налоговый агент обязан предоставить имущественный налоговый вычет при получении от налогоплательщика подтверждения такого права.
    • Материальная выгода от экономии на процентах за пользование целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций и фактически израсходованными на приобретение или строительство жилья, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов, а не 35 процентов, как это установлено для иных случаев материальной выгоды в виде экономии на процентах.
    • Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

  • Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине»
    Опубликован в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. № 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. № 34, ст. 3519.
    • Снижен размер государственной пошлины за нотариальное удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено федеральным законом. За удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, установлена государственная пошлина в размере 200 рублей. За удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества - 0,3% суммы договора, но не более 3000 рублей.
    • Отменено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию договора об ипотеке и выдачу документа о данной регистрации, а также за предоставление выписки из реестра государственной регистрации договора об ипотеке.
    • Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

  • Приказ МНС РФ от 28 июля 2004 г. № САЭ-3-03/449@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 21.01.2002 № БГ-3-03/25 «Об утверждении Инструкции по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость»
    Зарегистрирован Минюстом РФ 5 августа 2004 г. Регистрационный № 5961.
    Опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 августа 2004 г. № 33.

    • В разделе III «Порядок заполнения налоговой декларации по НДС» исключены абзацы 23 и 26 Порядка заполнения раздела 2.1 «Расчет общей суммы налога». Изменения внесены в связи с решением Высшего Арбитражного суда РФ от 15 июня 2004 г. Таким образом, признается, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налогоплательщика восстанавливать сумму НДС и отражать эту восстановленную сумму в налоговой декларации в том случае, если налоговый вычет был применен по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению, а затем приобретенные товары (работы, услуги) были использованы для операций, которые освобождаются от налогообложения либо не признаются объектом налогообложения.

Рассматриваемые проекты законов

  • Проект федерального закона «О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах»
    Внесен Правительством РФ.
    • Предлагается внести достаточно большое число изменений в главу 25 НК РФ. В частности, детализируется перечень расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, вносятся изменения, направленные на сближение налогового и бухгалтерского учета, уточняется порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и т.д.
    • Проект предполагает существенное изменение определения гранта для целей налогообложения прибыли. С одной стороны, расширяется перечень областей, в которых могут быть предоставлены не облагаемые налогом гранты, с другой, - усложняются процедуры признания грантов. В частности, предполагается, что гранты иностранных и международных организаций должны будут проходить регистрацию в Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ, а для российских грантодателей Правительство РФ составит и утвердит соответствующий перечень.
    • Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 5 августа 2004 г.

Финансовый и налоговый контроль

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. № 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. № 34, ст. 3533.
    • Изложена в новой редакции статья 15.25 «Нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулировании». В частности, нарушение правил обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.
    • Изменены (в сторону ужесточения) принципы назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений. В то же время добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении признается обстоятельством, смягчающим ответственность.
      Изменения, внесенные в Таможенный кодекс, носят технический характер.
    • Закон вступает в силу с 1 октября 2004 года.

  • Постановление Правительства РФ от 19 августа 2004 г. № 420 «О внесении изменений в Порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999 г. № 1046»
    Опубликовано в «Российской газете» от 25 августа 2004 г. № 182, в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 августа 2004 г. № 34 ст. 3556.
    • Изменения носят технический характер и связаны преимущественно с образованием единой Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи вместо двух ранее существовавших комиссий.

  • Постановление Правления ПФР от 19 июля 2004 г. № 97п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2004 г. Регистрационный № 5993.
    • Определяются правила регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам. Регистрация организаций осуществляется независимо от наличия на момент регистрации обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Утверждаются формы документов, необходимых для регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ.

  • Приказ МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками»
    Текст приказа размещен на сайте МНС РФ в Internet (http://www.nalog.ru)
    • Прием налогоплательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени. Прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. не допускается. Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам.
    • Данные о представителе налогоплательщика в обязательном порядке отражаются на титульном листе налоговой декларации и бухгалтерской отчетности. Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками может отказать в приеме отчетности налогоплательщику в случае представления ее не по форме. Это относится и к отчетности, поступившей по почте. В этом случае налогоплательщик уведомляется об этом в течение 3 дней.
    • Определяется порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика. Срок ее проведения при отсутствии расхождений в данных инспекции и налогоплательщика не может превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений между данными налогового органа и данными налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом не должен превышать 15 рабочих дней.

Деятельность кредитных организаций

Принятые нормативные правовые акты

  • Указание ЦБР от 16 июля 2004 г. № 1477-У «О порядке признания утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или Генеральной лицензии в случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов»
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 августа 2004 г. Регистрационный № 5965.
    Опубликовано в «Вестнике Банка России» от 25 августа 2004 г. № 51.

    • В случае отказа банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствия требованиям к участию в этой системе имеющаяся у банка лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или Генеральная лицензия признается утратившей силу. Признание осуществляется путем проставления на указанных документах специальной записи. Банку, имеющему Генеральную лицензию, выдается лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц.
    • Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    Опубликован в «Российской газете» от 31 августа 2004 г. № 188.
    • Внесены изменения в 155 и признаны утратившими силу более 40 законодательных актов Российской Федерации. Изменения направлены на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.
    • В частности, признаны утратившими силу несколько статей Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: статья 2 (Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации), статья 8 (Фонды поддержки малого предпринимательства), статья 9 (Налогообложение субъектов малого предпринимательства), статья 10 (Ускоренная амортизация), статья 15 (Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства) и статья 22 (Переходные положения). Указанные статьи утрачивают силу с 1 января 2005 года.
    • Остаются в силе правовые нормы, касающиеся определения субъектов малого предпринимательства, порядка предоставления отчетности, государственной поддержки, льготного кредитования, обществ взаимного кредитования, страхования субъектов малого предпринимательства, и некоторые другие.

Изъятие из Федерального закона № 88-ФЗ статьи, регулирующей деятельность фондов поддержки малого предпринимательства, не отразится на статусе неправительственных фондов: их основная деятельность, права и обязанности будут регулироваться, как и сейчас, ФЗ «О некоммерческих организациях». Иначе обстоит дело с государственными и муниципальными фондами. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства может быть ликвидирован, поскольку исчезает законодательная основа его деятельности. Деятельность государственных фондов субъектов РФ и муниципальных фондов с 1 января 2005 г. перестанет регулироваться федеральным законодательством и будет напрямую зависеть от регионального законодательства и решений органов местного самоуправления. Утрачивает силу норма, согласно которой доходы от деятельности государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства не подлежат налогообложению. Правда, следует отметить, что на протяжении 2001-2004 годов эта обобщенная налоговая льгота постепенно утрачивала свое значение, так как распространялась только на те налоги, уплата которых регулировалась отдельными налоговыми законами, а не соответствующими главами Налогового кодекса РФ. Исключено положение, которое позволяло государственным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства осуществлять банковские операции без лицензии.
Отменяется норма, согласно которой субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, если в течение этих четырех лет принимаются такие изменения налогового законодательства, которые создают для них менее благоприятные условия по сравнению с условиями, действовавшими на момент регистрации. Отменяется право субъектов малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов.

  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
    Опубликован в «Российской газете» от 5 августа 2004 г. № 166, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 августа 2004 г. № 32 ст. 3283.
    • Даются определения основным понятиям, связанным с коммерческой тайной; перечисляются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.
    • Устанавливается порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам.
    • Перечисляются меры, которые должен принять обладатель информации, для того чтобы режим коммерческой тайны считался установленным. Урегулированы отношения между обладателем коммерческой тайны и его работниками, между обладателем коммерческой тайны и его контрагентами по гражданско-правовым договорам.
    • Указано, что нарушение Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Однако эти нормы имеют отсылочный характер, т.е. не устанавливают конкретной ответственности за то или иное действие, а отсылают к соответствующим статьям Трудового, Гражданского, Уголовного кодексов и Кодекса об административных правонарушениях.


Назад