русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2003 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за октябрь 2003 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр


Банковская деятельность

11 ноября 2003 года состоится очередное заседание Правительства РФ, на котором планируется рассмотреть вопрос о мерах по развитию финансовых рынков в Российской Федерации. Планируется, что с докладом по данному вопросу выступят представители Минэкономразвития РФ, ФКЦБ РФ, ЦБ РФ. В качестве предложений по реформированию финансового рынка предлагается изменить действующую систему государственного регулирования и контроля за финансовыми рынками. В частности, предлагается передать функции контроля за всеми финансовыми рынками специально образованному государственному органу – «мегарегулятору».

Финансовый и налоговый контроль

Основным событием октября стало рассмотрение комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам проекта федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и подготовка его текста ко второму чтению. Законопроект в целом направлен на либерализацию валютного законодательства. Согласно новой редакции, все валютные операции за исключением прямо предусмотренных законопроектом случаев, проводятся без ограничений.

Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с 1 января 2004 года государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей» будет осуществлять МНС РФ.

С этой целью Правительство РФ в октябре утвердило следующие документы:

- Правила передачи документов об индивидуальных предпринимателях в территориальные органы МНС;
- Правила ведения государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений;
- Правила хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы.


Гражданское законодательство

16 октября состоялось заседание Правительства, на котором рассматривался вопрос о мерах по поддержке малого предпринимательства.

В докладе, подготовленным МАП России, проанализированы основные факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, указаны недостатки государственной системы поддержки малого предпринимательства, такие как:

- несовершенство нормативно-правовой базы, регламентирующей данную деятельность;
- нестабильность и недостаточность финансирования мероприятий по поддержке малого предпринимательства.


На заседании обсуждались предложения по совершенствованию мер государственной поддержки малого предпринимательства. В частности, предлагается:

  • уточнить критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого предпринимательства: по мнению Минэкономразвития к ним должны относиться юридические лица, численность сотрудников которых не превышает 100 человек, а также предприниматели без образования юридического лица при условии, что по найму у них работают не более 99 человек;
  • внести изменения в налоговое законодательство с целью совершенствования налогообложения малого бизнеса и упрощения налоговой отчетности;
  • упростить доступ субъектам малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

    С целью упрощения доступа к финансовым ресурсам предлагается несколько направлений:

    1. Разработка механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Реализация данного направления предполагает предоставление государственной гарантии банку, уполномоченному Правительством РФ, в целях привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Уполномоченный банк в свою очередь осуществляет размещение привлеченных внебюджетных финансовых средств в региональных коммерческих банках посредством открытия целевых кредитных линий и/или предоставление гарантий по кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства. Гарантийные схемы будут использоваться для действующих малых предприятий, располагающих собственными активами и имеющих определенную кредитную историю. Предоставление гарантий по кредитам может сочетаться с субсидированием части процентных ставок, что будет обеспечивать удешевление кредитных ресурсов для субъектов малого предпринимательства.

    2. Развитие механизмов микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей. Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства.

    3. Для облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к банковскому кредитованию необходимо развитие системы формирования кредитных историй. По итогам заседания Правительство РФ поручило МАП России, Минэкономразвития России, Минфину России, Минпромнауки, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти:
  • подготовить с участием ОАО «Российский банк развития» поправки в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», предоставляющие данному банку государственные гарантии по привлечению на внутреннем рынке денежных средств для кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • в срок до 15 ноября 2003 года разработать с участием ОАО «Российский банк развития» порядок и условия кредитования субъектов малого предпринимательства и внести в Правительство;
  • в срок до 15 декабря 2003 года подготовить предложения об уточнении функций Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, учитывая передачу части функций по кредитованию субъектов малого предпринимательства в ОАО «Российский банк развития», функций по поддержке инновационной деятельности предпринимательских структур и развитию инфраструктуры малого предпринимательства - в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  • в I квартале 2004 г. представить в Правительство РФ проект федерального закона о приведении в соответствие с действующим законодательством Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения

  • Проект федерального закона «О взаимном страховании» Внесен Правительством РФ. Принят в первом чтении.

    Проект федерального закона является реализацией положений статьи 968 «Взаимное страхование» Гражданского кодекса РФ. В проекте предусмотрено право граждан на объединение в целях оказания взаимной финансовой помощи в форме взаимного страхования, а также законодательную регламентацию права субъектов предпринимательской деятельности (граждан - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) на осуществление взаимного страхования путем объединения в общества взаимного страхования.

    Таким образом, все участники страхового процесса являются одновременно и страхователями и страховщиками, что позволит им самостоятельно определять страховую политику общества, а именно: виды и условия страхования, страховые тарифы, порядок формирования и использования средств страховых резервов.

    Определен статус, принципы, ограничения и особенности деятельности некоммерческих обществ взаимного страхования, а также права и обязанности их участников.

    РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТОВ В ОКТЯБРЕ 2003 г.

    № п/п Наименование законопроекта Концепция Стадия рассмотрения на 01.10.03. Изменения за октябрь Примечания
    Налоговое законодательство
    1. «О внесении дополнений в раздел IX Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а также о признании утратившими силу актов законодательства РФ в части налогов и сборов» (внесен Правительством РФ). О дополнении НК РФ главой 30 «Налог на имущество организаций». Принят в третьем чтении. Отклонен Советом Федераций. Создана Согласительная комиссия. Принят Госдумой в редакции Согласительной комиссии. Одобрен Советом Федераций.
    2. «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации»> О снижении ставки НДС с 20 до 18 процентов. Принят в первом чтении. Изменений нет. Норма о снижении ставки НДС принята в качестве поправки в рамках другого закона.
    3. «О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ» (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.) О снижении с 1 января 2005г. максимального размера налоговой ставки ЕСН. Принят в первом чтении. Изменений нет.
    Банковская деятельность
    5. «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (внесен Правительством РФ). Устанавливается система страхования вкладов граждан. Принят в первом чтении. Изменений нет.
    6. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (внесен депутатами ГД РФ). Об упрощении порядка предоставления банками кредитов субъектам малого бизнеса. Внесен в качестве законодательной инициативы. Принят в первом чтении. Срок внесения поправок до 15.11.03 г.
    7. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год» (Внесен Центральным банком РФ). Рассматриваются сценарии макроэкономического развития страны в 2004 г. и предлагаются меры по реформированию банковского сектора. Внесены для одобрения Госдумой. По решению бюджетного комитета документ возвращен на доработку в ЦБ РФ.
    8. «О федеральном бюро кредитных историй».(Внесен депутатами Государственной Думы). Предусмотрено создание Федерального бюро кредитных учреждений – специализированного учреждения при Банке России. Внесен в качестве законодательной инициативы. Изменений нет.
    9. «О внесении дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и федеральный закон «О Центральном банке России» (внесен депутатом В. Тарачевым) Предусмотрено создание кредитных бюро на базе Банка России. Внесен в качестве законодательной инициативы. Изменений нет.
    10. «О бюро кредитных историй» (внесен депутатом И. Грачевым) Кредитными бюро – коммерческие организации, для которых данный вид деятельности является основным. Внесен в качестве законодательной инициативы. Изменений нет.
    Финансовый и налоговый контроль
    11. «О валютном регулировании и валютном контроле» (внесен Правительством РФ). Новая редакция закона. Принят в первом чтении. Изменений нет.
    Гражданское законодательство
    12. «О кредитной кооперации» (внесен Правительством РФ). Создает правовую базу для деятельности кредитных кооперативов. Принят в первом чтении. Изменений нет.
    13. «О саморегулируемых организациях» (группа депутатов Госдумы). Предлагается введение новой разновидности некоммерческой организации.
    Отличия между законопроектами минимальны.
    Внесен в качестве законодательной инициативы. Принят в первом чтении.
    14. «О саморегулируемых организациях» (депутаты КПРФ). Внесен в качестве законодательной инициативы. Отклонен в первом чтении.
    15. «Об ипотеке» (внесен депутатами Госдумы). Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости. Принят в первом чтении. Изменений нет.

  • Назад