русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2003 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за сентябрь 2003 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Редакция: Российский Микрофинансовый Центр


Налоговая система РФ

В области налогового законодательства наиболее важным событием в сентябре стали инициативы Минфина и МНС России по совершенствованию налогового администрирования. Основной задачей разрабатываемого ими законопроекта является повышение уровня собираемости НДС. С этой целью предлагается:
1) ввести систему уплаты налога на добавленную стоимость со специальных счетов (далее – НДС-счета);
2) создать систему электронной передачи и обработки информации о выписанных и полученных счетах-фактурах (далее – электронные счета-фактуры).

Система НДС-счетов будет функционировать по следующей модели:
- все налогоплательщики наряду с расчетными счетами обязаны открыть НДС-счета;
- при оплате товаров (работ, услуг), приобретаемых у налогоплательщика НДС, сумма налога перечисляется отдельным платежным поручением с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика, а стоимость товара (без учета НДС) оплачивается с расчетного счета покупателя на расчетный счет поставщика;
- налогоплательщик не может списать денежные средства со своего НДС-счета на иные цели, кроме как на другие НДС-счета либо в бюджет на уплату НДС. Перевод денежных средств с НДС-счета на расчетный счет не допускается;
- суммы НДС, уплаченные поставщикам, могут быть приняты налогоплательщиком к возмещению или признаны расходами только при условии перечисления этих сумм со своего НДС-счета на НДС-счета поставщиков;
- кредитные организации обязаны ежемесячно представлять налоговым органам информацию о движении денежных средств по НДС-счетам.

НДС-счета предлагается ввести с 1 июля 2004 года. Несмотря на то, что система НДС-счетов пока еще даже не оформлена в виде официального законопроекта, в проекте федерального бюджета на 2004 год Правительство РФ уже запланировало дополнительные доходы в размере 30 млрд. рублей от введения этой меры.
Что касается создания системы электронных счетов-фактур, то она предполагает обязанность налогоплательщиков ежемесячно представлять в электронном виде в налоговые органы сведения о всех выставленных и полученных счетах-фактурах. В результате налоговые органы будут обладать фактически всей информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика: какие товары (работы, услуги) им приобретаются, у каких поставщиков, по каким ценам и т.д. Электронные счета-фактуры предлагается ввести с 1 января 2005 года, поскольку для запуска этой системы МНС России необходимо создать материально-техническую базу, разработать программное обеспечение и т.п.
Наряду с введением НДС-счетов и электронных счетов-фактур Минфин и МНС России с целью ужесточения налогового контроля предлагают принять целый ряд поправок в часть первую Налогового кодекса. В частности, предлагается:
- для противодействия трансфертному ценообразованию пересмотреть принципы определения рыночной цены и расширить круг лиц, признаваемых взаимозависимыми;
- предоставить право налоговым органам взыскивать с налогоплательщиков – организаций штрафы по налогам и сборам путем принудительного списания со счета, если решение налогового органа о наложении штрафа не оспорено налогоплательщиком (в настоящее время в бесспорном порядке списывается сумма налоговой недоимки и пени, а сумма штрафа взыскивается лишь в судебном порядке);
- расширить полномочия налоговых органов по проведению налоговых проверок: проверкой предлагается охватывать 5 лет деятельности налогоплательщика, а не 3 года, как это действует в настоящее время; дополнительно к выездным и камеральным проверкам планируется ввести оперативные налоговые проверки.
- увеличить срок хранения первичных учетных документов с 4-х до 5 лет. Некоторые из этих предложений еще в 2001 году были внесены в Государственную Думу в виде правительственных законопроектов, однако до настоящего времени пока не рассматривались.

Предложения Минфина и МНС России рассматривались на заседании Правительства РФ, состоявшемся 2 октября 2003 г., и в целом были одобрены. Правительство РФ поручило Минфину России, МНС России с участием ЦБ РФ и других заинтересованных министерств внести до 1 декабря 2003 г. в Правительство законопроекты, необходимые для их реализации.
Государственная Дума в сентябре была сосредоточена на рассмотрении в первом чтении проекта федерального бюджета на 2004 год, поэтому законопроекты в области налогового законодательства не рассматривались (Комитет ГД по бюджету и налогам одновременно отвечает и за бюджетное, и за налоговое направления работы Думы).
Нормативные правовые акты МНС РФ, принятые в сентябре, в основном носят технический характер и не касаются деятельности микрофинансовых организаций.

Банковская деятельность

В нашем отчете за август мы сообщали о том, что группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий создание специализированного учреждения Банка России - Федерального бюро кредитных историй. Несмотря на то, что Правительство и ЦБ РФ представили отрицательные отзывы на данный законопроект, Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал принять его в первом чтении.
В течение сентября были внесены еще два законопроекта по данному вопросу. Законопроект, подготовленный депутатом В. Тарачевым, вносит поправки к законам «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации». Согласно поправкам, банки обязываются предоставлять в ЦБ РФ информацию только о недобросовестных плательщиках, не исполнивших в срок свои обязательства. По проекту Тарачева кредитное бюро, также как и по проекту группы депутатов, создается на базе Банка России.
Третий законопроект был разработан при участии Ассоциации российских банков и внесен депутатом И. Грачевым. Принципиальное отличие проекта И. Грачева от остальных двух законопроектов состоит в том, что кредитными бюро являются коммерческие организации, для которых данная деятельность является основным видом деятельности.
Кроме того, Правительство обещало до конца года внести свой вариант законопроекта. По замыслу его авторов документ будет определять лишь правовую природу и порядок работы кредитных бюро, которыми являются коммерческие организации, конкурирующие между собой, а их создание остается на усмотрение участников рынка. В настоящее время вариант Правительства пока проходит стадию согласования.

Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

  • Проект федерального закона «О внесении дополнений в федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и федеральный закон «О Центральном Банке России» Внесен депутатом Государственной Думы В. Тарачевым.
  • Кредитная организация обязана предоставлять в ЦБ РФ информацию о фактах нарушения должниками по кредитным договорам своих обязательств, если по истечении 45 дней недобросовестный заемщик не обратился к кредитору и не урегулировал обязательства, и сумма неисполненных обязательств составляет:
    - для граждан - 10 тыс. рублей;
    - для юридических лиц – 100 тыс. рублей.
  • ЦБ РФ обязан предоставлять имеющуюся у него информацию о недобросовестных заемщиках любому банку по его запросу.
  • В качестве дополнительного основания для отзыва лицензии у кредитной организации предлагается ввести «неоднократное непредставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России информации о должниках, не исполняющих обязательства по кредитным договорам».
  • Проект федерального закона «О бюро кредитных историй» Внесен депутатом Государственной Думы И. Грачевым
  • Законопроект регулирует порядок создания и осуществления деятельности бюро кредитных историй.
  • Бюро кредитных историй могут быть созданы в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью, при этом:
    - размер уставного капитала бюро должен быть не менее 50 миллионов рублей;
    - доля каждого участника не может составлять более 20% от общего числа акций в уставном капитале бюро.
  • Кредитный договор должен содержать условие о том, что потенциальный заемщик не возражает против предоставления сведений о нем в кредитное бюро.
  • Надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляется ЦБ, саморегулируемой организаций на рынке банковских услуг, а также федеральными органами исполнительной власти.

    Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

    Принятые нормативные правовые акты

  • Федеральный закон от 1 октября 2003г. № 129-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Опубликован в «Российской газете» от 2 октября 2003 г. № 198.
  • Поправки вводят запрет на проведение плановых проверок малых предприятий, которые работают меньше трех лет.
  • Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2003 г. № 577 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. № 319» Опубликовано в «Российской газете» от 23 сентября 2003 г. № 189.
  • С 1 января 2004г. государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также крестьянских (фермерских) хозяйств будет осуществлять МНС РФ.

    Гражданское законодательство

    На рассмотрение Государственной Думы внесены проекты двух альтернативных законопроектов «О саморегулируемых организациях». Авторами первого законопроекта является представительная группа депутатов, в которую также входят руководители ряда депутатских фракций и комитетов Госдумы (всего более 70 депутатов): Плескачевский В.С., Примаков Е.М., Пехтин В.А., Володин В.В. Резник В.М., Морозов О.В., Дубов В.М., Крашенинников П.В и др. Второй законопроект внесен депутатами – членами фракции КПРФ.
    Законопроекты предлагают ввести новую разновидность некоммерческой организации – саморегулируемые организации (далее – СРО). Это некоммерческие организации, объединяющие организации и индивидуальных предпринимателей по определенному признаку: рынку производимых товаров, отрасли или принадлежности к той или иной профессии.
    По сравнению с имеющимися видами некоммерческих организаций (объединениями, ассоциациями, союзами), которые обычно создаются для представления интересов своих участников (в частности, в государственных органах), законопроекты существенно расширяют полномочия СРО по отношению к своим членам. Так, например, СРО может:
    - разрабатывать обязательные для своих членов правила и стандарты;
    - контролировать их соблюдение, в том числе путем проведения проверок;
    - получать информацию о финансово – хозяйственной деятельности своих членов;
    - разрешать споры с участием членов организации;
    - организовывать профессиональное обучение, аттестацию и сертификацию своих членов.

    Отличия между двумя внесенными законопроектами являются минимальными – по сути, они оба подготовлены на основе одного и того же текста. Основным отличием является то, что авторы первого законопроекта предлагают наделить СРО полномочиями государственных органов в области лицензирования, аттестации и аккредитации.
    Принятие закона о СРО для субъектов предпринимательской деятельности может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, они могут частично освободиться от государственного контроля. С другой стороны, при вступлении в СРО они будут вынуждены подчиняться его решениям, содержание которых будет зависеть от степени влияния в ней тех или иных участников, состава органов управления и т.д.
    В случае обязательного членства последствия могут быть непредсказуемыми. В частности, усиливается угроза использования СРО как инструмента недобросовестной конкурентной борьбы (например, путем создания для отдельных его участников "неудобных" правил и стандартов или установления высокой платы за участие в СРО, что фактически является дополнительным ограничителем для доступа на рынок).
    Авторы законопроектов настаивают на окончательном их принятии до конца осенней сессии Государственной Думы. В первом чтении законопроекты планируется рассмотреть 14 октября.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

  • Принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Ю. Артемьевым, Г.В. Боосом, С.Ю. Глазьевым, А.Д. Жуковым, М.М. Задорновым, и др.
  • Предлагается отменить нотариальное удостоверение договора о залоге недвижимости для получения кредита субъектами малого предпринимательства.
  • По словам авторов законопроекта, его принятие позволит снизить финансовые и временные затраты субъектов малого предпринимательства при оформлении обеспечения по кредиту, если в качестве залога выступает объект недвижимости. В настоящее время для удостоверения ипотеки предприниматель должен заплатить не менее 1,5 % от залоговой стоимости недвижимости.
  • Правительство представило отрицательный отзыв на данный законопроект, считая, что данная мера должна быть распространена на всех участников гражданских правоотношений.

  • Назад