русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2003 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за май 2003 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено: LEGEM PERFERRE Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ.

В мае Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроекты, касающиеся реформирования налоговой системы. С этого момента дискуссия о путях налоговой реформы из Правительства РФ переместилась в Думу.
Депутаты, несогласные с предложениями Правительства, содержание которых в конечном итоге сводится лишь к снижению базовой ставки НДС с 20 до 18 процентов (отмена налога с продаж была законодательно закреплена еще 2 года назад), внесли альтернативные предложения по налоговой реформе. Они предусматривают следующие варианты снижения налоговой нагрузки:

    -введение единой ставки НДС в размере 15 процентов с отменой налоговых льгот (депутат Гончар Н.Н.);
    -снижение ставки НДС с 20 до 16 процентов с сохранением налога с продаж (депутат Боос Г.В. и др.);
    -снижение базовой ставки ЕСН с 35,6 до 30 процентов вместо снижения НДС (депутаты Жуков А.Д., Задорнов М.М. и др.).
Самые жаркие споры в Думе разгорелись по поводу отмены с 2004 года налога с продаж. Против отмены этого налога выступили депутаты, представляющие интересы г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области, в которых собирается около 50 процентов от поступлений налога с продаж по всей стране. Конфликт между Правительством РФ и этими регионами удалось разрешить лишь после вмешательства Президента РФ, который поддержал правительственные предложения сначала в своем Бюджетном послании Государственной Думе, а затем провел по этому вопросу специальную встречу с Министром финансов Кудриным А.Л. и Мэром г. Москвы Лужковым Ю.М.
В итоге Комитет по бюджету и налогам решил рекомендовать Думе принять в первом чтении правительственный пакет налоговых законопроектов и депутатский законопроект о снижении ставки ЕСН с 2005 г. Рассмотрение правительственных и депутатских законопроектов в первом чтении запланировано на 11.06.03г. По уже сложившейся традиции правительственные законопроекты должны быть рассмотрены и приняты Государственной Думой в очень сжатые сроки – до окончания весенней сессии (на их основе Правительство разрабатывает федеральный бюджет на 2004 г.). С этой целью Дума в ближайшее время примет решение о продлении сроков своей работы в весеннюю сессию.

Принятые нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 22 мая 2003г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
Опубликован в «Российской газете» от 27 мая 2003 г. № 99.

Вступает в силу 28 июня 2003 г.
  • Изменяется порядок исчисления суммы процентов по банковским вкладам, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц. Налогообложению по ставке 35% подлежат процентные доходы в части превышения сумм, рассчитанных исходя из полной ставки рефинансирования ЦБ РФ .
  • В настоящее время налогом облагаются проценты, превышающие ¾ учетной ставки ЦБ РФ. После принятия закона банковские вклады для физических лиц становятся более привлекательными.

    Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 2003 г. № 129-О "По запросу Арбитражного суда Орловской области о проверке конституционности положения статьи 349 Налогового кодекса Российской Федерации"
    Текст определения опубликован в "Российской газете" от 3 июня 2003 г. № 105.

  • Конституционный Суд признал не соответствующей Конституции РФ статью 349 НК РФ в части, позволяющей облагать налогом с продаж стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет индивидуальным предпринимателям для осуществления ими предпринимательской деятельности.
  • Статья 349 в указанной части утрачивает силу с 1 января 2004 года. Вместе с тем, опираясь на решение КС РФ, арбитражные суды уже сейчас могут выносить решения в пользу налогоплательщиков в их спорах с налоговыми органами по данному вопросу.
  • Таким образом, микрофинансовые организации могут не начислять налог с продаж на проценты при выдаче индивидуальным предпринимателям займов в наличной форме для предпринимательских целей. Однако, скорее всего, доказать налоговым органам свою правоту удастся только в суде (МНС РФ пока не обнародовало свою позицию по данному вопросу).

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

  • «О внесении изменений и дополнений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации»
  • С 2004г. размера ставки НДС снижается с 20 до 18 процентов.
  • «О внесении изменений и дополнений в главы 21, 22, 25, 26, 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
  • Индексируются ставки акцизов.
  • В налоговое законодательство вносятся изменения, связанные с отменой с 01.01.04г. налога с продаж.

    Депутаты Государственной Думы РФ внесли альтернативные законопроекты по налоговой реформе:
  • «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (внесен депутатом Гончаром Н.Н.)
  • Устанавливается единая налоговая ставка в размере 15 процентов. Одновременно ликвидируется большинство действующих налоговых льгот, в т.ч. и льгота по освобождению от НДС операций по предоставлению займов.
  • Отменяется право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета при экспорте товаров (излишне уплаченный налог может быть зачтен в счет уплаты других налогов).
  • Вводится электронная форма учета счетов-фактур.
  • Все налогоплательщики переводятся на метод "начисления" при исчислении налоговой базы.
  • По капитальному строительству вводится общий порядок вычета НДС.
  • «О внесении изменений в статью 158, 164 и 165 части второй Налогового кодекса РФ и в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» (внесен депутатами Боосом Г.В. и др.)
  • С 1 января 2004 года базовая ставка НДС снижается с 20 до 16 процентов.
  • Сохраняется налог с продаж.
  • «О внесении изменений и дополнений в статью 241 Налогового кодекса РФ» (внесен депутатами Жуковым А.Д., Задорновым М.М., Резником В.М., Штогриным С.И.)
  • С 1 января 2005г. максимальный размер налоговой ставки ЕСН снижается с 35,6 до 30 процентов и изменяется шкала регрессии.
  • Законопроект принят в первом чтении.

    Банковская деятельность.

    В области банковского законодательства наиболее заметным событием в мае стало принятие ЦБ РФ положения, регулирующего безналичные расчеты физических лиц. Ранее подобным документом определялся лишь порядок осуществления расчетов юридическими лицами.
    Законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который подготовлен на основе предложений КМБ-Банка и направлен на упрощение порядка выдачи банковских кредитов субъектам малого бизнеса, в настоящее разослан в субъекты РФ для представления на него отзывов и замечаний. Первое чтение данного законопроекта, скорее всего, состоится в осеннюю сессию работы Госдумы.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Положение ЦБР от 1 апреля 2003г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации»
    Опубликовано в приложении к газете «Учет. Налоги. Право» - «Официальные документы» от 14 мая 2003 г. № 18.,
    Вступает в силу с 1 июля 2003 г.

  • Положение регулирует безналичные расчеты физических лиц в валюте РФ на территории РФ, осуществляемые как с использованием банковского счета, так и без открытия банковского счета.
  • Под физическими лицами понимаются граждане, безналичные расчеты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
  • При осуществлении безналичных расчетов по текущему счету, физическими лицами могут использоваться следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, аккредитив, чеки, инкассо.
  • Установлен порядок перечисления юридическим лицом денежных средств со своего банковского счета в пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка (например, перечисление сумм заработной платы на пластиковые карточки работников). Перечисление может осуществляться общей суммой одним платежным поручением этого юридического лица с приложением к нему реестра получателей. Реестр передается банку получателя самой организацией или банком, обслуживающей организацию. При перечислении зарплаты сотрудникам организация одновременно с платежным поручением должна представить в банк платежное поручение на уплату в бюджет налога на доходы физических лиц.
  • В Положении также определяется порядок отражения банками в бухгалтерском учете операций, связанных с безналичными расчетами физических лиц.

    Финансовый и налоговый контроль.

    После четырехлетнего рассмотрения в Госдуме мае был подписан Президентом РФ Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (законопроект был внесен Правительством в 1999 году и дорабатывался в согласительной комиссии).
    Данный закон значительно расширяет круг лиц, обязанных применять контрольно-кассовую технику: она должна применяться практически при любых наличных денежных расчетах (например, при оказании услуг в виде выдачи займа другой организации или индивидуальному предпринимателю наличными денежными средствами). Таким образом, после вступления закона в силу значительное количество хозяйствующих субъектов, которые по старому законодательству не применяли ККМ, будут обязаны приобрести и зарегистрировать в налоговых органах соответствующую контрольно-кассовую технику.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
    Текст закона опубликован в Российской газете от 27 мая 2003 г. № 99.
    Вступает в силу 28 июня 2003 года.

  • Новый закон обязывает применять контрольно-кассовую технику (ККМ или ЭВМ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими любых наличных денежных расчетов (включая расчеты с использованием пластиковых карт), в т.ч. и при расчетах с организациями и индивидуальными предпринимателями. Согласно действующему Закону «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» ККМ применяются лишь при расчетах с населением. Таким образом, действие нового закона распространяется и на микрофинансовые организации, если они оказывают услуги за наличный расчет.
  • В законе содержится перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности могут проводить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (например, при торговле на рынках, продаже газет и журналов, лотерейных билетов и т.п.). Контрольно-кассовая техника также может не применяться при оказании услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности в порядке, предусмотренном Правительством РФ.
  • В законе устанавливаются требования к контрольно-кассовой технике (ККМ и ЭВМ), которая может применяться при осуществлении наличных денежных расчетов на территории РФ:
      -можно применять лишь те модели контрольно-кассовой техники, которые включены в Государственный реестр;
      -она должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика,
      -должна быть исправна и опломбирована в установленном порядке,
      -должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
  • Контроль за применением контрольно-кассовой техники будут осуществлять налоговые органы и органы внутренних дел (т.е. милиция). В отношении кредитных организаций вместо налоговых органов контроль будет осуществлять ЦБ РФ.

    Принятые нормативные правовые акты:
    Гражданское законодательство.


    В мае Правительство РФ приняло пакет постановлений, касающихся введения с 1 июля 2003г. на территории России обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, были утверждены:
      -правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
      -размеры страховых тарифов;
      -изменения в Правила дорожного движения.
    Указанные нормативные акты имеют важное значение для всех юридических и физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
    Опубликовано в «Российской газете» от 13 мая 2003 г. № 87.
    Вступает в действие с 1 июля 2003г. одновременно с введением в России обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.


  • Правила определяют типовые условия, в соответствии с которыми заключается договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

    Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003г. № 264 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»
    Опубликовано в «Российской газете» от 13 мая 2003 г. № 87.
    Вступает в силу с 1 июля 2003 г.

  • Базовая ставка страхового тарифа по страхованию легковых автомобилей для физических лиц установлена в размере 1980 руб. в год, для юридических лиц - 2375 руб. в год.
      -К базовым ставкам будут применяться повышающие и понижающие коэффициенты.
  • Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать 3-кратный размер базовой ставки страхового тарифа, скорректированной в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, а с учетом коэффициента при наличии нарушений – ее 5-кратного размера.

    Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003г. № 265 «О внесении изменений и дополнений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
    Опубликовано в «Российской газете» от 13 мая 2003 г. № 87.
    Вступает в силу с 1 июля 2003 г.


  • Вносятся изменения и дополнения в нормативные акты Правительства, связанные с обеспечением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В частности, в Правилах дорожного движения предусматривается обязанность водителя иметь при себе страховой полис.

  • Назад