русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2003 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за февраль 2003 года


Данный материал предоставлен благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и Министерства Великобритании по международному развитию (DFID) в соответствии с соглашениями с Российским микрофинансовым центром и Фондом «ФОРА». Данный обзор имеет только информационный характер. Ни авторы данного обзора, ни Российский микрофинансовый центр не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах. Подготовлено: LEGEM PERFERRE Редакция: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ.

В прошедшем месяце нормотворческая деятельность в области налогового законодательства была неактивной. Это объясняется тем, что все важные налоговые изменения были приурочены к началу календарного года и окончательно приняты в декабре 2002 г., а новые налоговые инициативы пока еще находятся на стадии обсуждения в Правительстве РФ. Сказался также перерыв в работе Государственной Думы, который был в конце декабря – начале января (парламентские каникулы). В свою очередь, МНС России еще не успело подготовить и зарегистрировать в Минюсте России свои нормативные акты, приводящие налоговые декларации и инструкции по их заполнению, а также иные свои документы в соответствие с последними налоговыми изменениями.
Единственным законом, принятым в прошедшем месяце в области налогового законодательства, стал Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год". В нем наряду с положениями о бюджете ФСС РФ содержатся нормы, касающиеся страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также социальных пособий, при выплате которых налогоплательщики вправе уменьшать сумму ЕСН, уплачиваемую в ФСС. Таким образом, данный закон непосредственно касается деятельности всех микрофинансовых организаций, являющихся работодателями.

На заседании Правительства РФ 27 февраля 2003 г. рассматривались законопроекты с новыми главами Налогового кодекса РФ:

    - Глава 30 "Налог на имущество организаций";
    - Глава 31 "Налог на имущество физических лиц";
    - Глава 32 "Земельный налог";
    - Глава 33 "Налог на наследование и дарение".
Среди них для микрофинансовых организаций, как для юридических лиц, значение имеет налог на имущество организаций. По итогам заседания Правительство поручило доработать законопроекты с учетом состоявшегося обсуждения и в срок до 15 марта 2003 г. представить их в Правительство РФ для внесения в Государственную Думу.
Рассмотрение законопроектов по реформе НДС и ЕСН, ранее запланированное на это же заседание, было перенесено на 13 марта 2003 г. Причиной для переноса является отсутствие в Правительстве РФ единого мнения относительно путей проведения реформы этих налогов.

Принятые нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 8 февраля 2003 г. № 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год"
Текст закона опубликован в "Российской газете" от 12 февраля 2003 г. № 27.

  • Устанавливаются минимальные размеры пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам – они не могут быть ниже минимального размера оплаты труда за полный календарный месяц (в настоящее время МРОТ для этих целей равен 450 рублей). Одновременно с этим сохранена норма о том, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11700 рублей.
  • Страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхователи) обязаны ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представлять в исполнительные органы ФСС по месту своей регистрации отчетность по установленной форме. Нарушение этого срока или непредставление отчетности влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей, а при повторном совершении этих деяний в течение календарного года - штрафа в размере 5000 рублей.
  • Осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов облагаемой базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование, определенной за весь период осуществления деятельности без регистрации, но не менее 20000 руб.

    Указание Центрального Банка РФ от 14 февраля 2003 г. № 1250-У
    Текст указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 20 февраля 2003 г. № 11.
  • Начиная с 17 февраля 2003 г. ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России снижена с 21 до 18 процентов годовых.
  • Изменение ставки рефинансирования ЦБ РФ может повлиять на деятельность налогоплательщиков при расчете суммы процентов, уплачиваемых по заемным средствам, которая может быть отнесена в расходы при исчислении налога на прибыль организаций. Поскольку в расходы могут быть отнесены проценты лишь в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза (статья 269 НК РФ), то с понижением этой ставки уменьшается и сумма процентов, относимых организацией в расходы. Микрофинансовые организации должны учитывать данный фактор как в случае привлечения заемных средств, так и при предоставлении займов своим клиентам.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
    На заседании Правительства РФ 27 февраля 2003 г. рассмотрен законопроект, реформирующий налог на имущество предприятий и дополняющий Налоговый кодекс РФ новой Главой 30 "Налог на имущество организаций".
  • Существенно сужается объект налогообложения и, соответственно, налоговая база: объектом налогообложения признается лишь имущество, относящееся к основным средствам. В настоящее время налогом на имущество предприятий также облагаются готовая продукция, сырье, материалы, нематериальные активы и даже расходы будущих периодов.
  • С 2 до 2,6 процента увеличивается максимальный размер налоговой ставки.
  • Сокращается перечень налоговых льгот, устанавливаемых на федеральном уровне. Субъектам РФ предоставляется право самостоятельно устанавливать льготы.

    Банковская деятельность

    Основным событием февраля в области банковского законодательства стало внесение Правительством РФ в Государственную Думу проекта федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", который был предметом длительного спора как в самом Правительстве РФ, так и в банковском сообществе. С целью приведения норм действующего законодательства в соответствие данным законопроектом внесен также пакет законопроектов с изменениями и дополнениями в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
    По сообщениям информационных агентств в феврале Комитет банковского надзора ЦБ РФ рассмотрел вопрос и признал целесообразным разрешить банкам создавать мобильные офисы для оказания элементарных банковских услуг. По словам первого заместителя председателя Банка России Андрея Козлова, таким путем можно решить проблему высокой стоимости создания стационарных отделений в малонаселенных регионах. Согласно первоочередным мероприятиям по реализации в 2003-2005 гг. положений Стратегии развития банковского сектора РФ, уже в 2003 году планируется подготовить законопроект с поправками в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", предусматривающими создание мобильных офисов.
    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
    Правительство РФ внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
  • Система страхования вкладов призвана обеспечить гражданам возврат их средств, размещенных в банковские вклады и на банковские счета, в случае неспособности банка удовлетворить требования вкладчиков. Участие в системе страхования вкладов является обязательным для всех банков, привлекающих средства физических лиц.
  • Законопроект определяет порядок страхования вкладов, права и обязанности вкладчиков, случаи, в которых возникают обязательства по выплатам, а также размер и порядок выплаты гражданам возмещения по вкладам.
  • Предельный размер возмещения по вкладам устанавливается в размере 95 тысяч рублей. До 1 января 2007 года сохраняется ответственность государства по вкладам граждан в Сбербанке России в части сумм, превышающих предельные размеры возмещения.

    Финансовый и налоговый контроль

    В феврале, после доработки в согласительной комиссии в связи с отклонением Советом Федерации, был принят федеральный закон с поправками в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Принятый закон существенно упрощает для физических лиц порядок вывоза из России наличной иностранной валюты. В наибольшей степени либерализация коснулась физических лиц-нерезидентов, которые ранее могли вывозить из России наличную иностранную валюту лишь в пределах ранее ввезенных сумм. Теперь они уравнены в правах с физическими лицами-резидентами и могут вывозить наличную иностранную валюту в сумме до 10000 долларов США без каких-либо подтверждающих документов.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 28-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 5 марта 2003 г. № 42.
    Закон вступает в силу с 15 марта 2003 г.


  • Для физических лиц-резидентов и физических лиц-нерезидентов устанавливаются новые, одинаковые правила вывоза из России наличной иностранной валюты:
      - единовременный вывоз наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, осуществляется без отражения в таможенной декларации и без документов, подтверждающих, что вывозимая валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Россию или приобретена в России (подтверждающих документов);
      - при единовременном вывозе наличной иностранной валюты свыше 3000 долларов США, но не более 10000 долларов США (или в эквиваленте в другой иностранной валюте) осуществляется без подтверждающих документов, но с указанием в таможенной декларации;
      - единовременный вывоз из России наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США не допускается. В эту сумму не включается иностранная валюта, которая была ранее переведена, ввезена или переслана в Россию.

    Гражданское законодательство

    Принятые нормативные правовые акты:
    Приказ Минюста РФ, Госстроя РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 7 февраля 2003 г. № 18/34/03-14/пз "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке регистрации ипотеки жилого помещения, возникшей в силу закона или договора, а также о порядке регистрации смены залогодержателя в связи с переходом прав требований по ипотечным кредитам, утвержденную приказом Министерства юстиции Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 октября 2000 г. № 289/235/290"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 февраля 2003 г. Регистрационный № 4231.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 27 февраля 2003 г., № 38.


  • Изменения и дополнения приводят Инструкцию о порядке регистрации ипотеки жилого помещения в соответствие с последними изменениями, внесенными в законодательство об ипотеке . В частности, изменяется перечень документов, представляемых на государственную регистрацию ипотеки.

  • Назад