русский   ::   english   ::  портал

Главная / Правовая поддержка / Ежемесячные обзоры изменений законодательства / Обзоры изменений российского законодательства за 2002 год

Ежемесячные обзоры изменений законодательства

Обзор за июнь 2002 года


Данный материал имеет только информационный характер и предоставлен в соответствии с грантом USAID через Development Alternatives Inc. и Российский Микрофинансовый Центр. Development Alternatives Inc. и USAID не несут ответственности за вред, причиненный имуществу организации вследствие использования разъяснений, выводов и толкований по вопросам действующего законодательства, распространенных в этих материалах.
Подготовлено: LEGEM PERFERRE
Сокращено: Российский Микрофинансовый Центр

Налоговая система РФ.

Самым заметным событием за июнь в области налогового законодательства явилось вступление в силу закона с "техническими" поправками к главам второй части Налогового кодекса. Несмотря на то, что этот закон на стадии своего рассмотрения в Госдуме получил название "технического", в нем имеется немало и концептуальных изменений. Причем подавляющему большинству принятых поправок закон придает обратную силу – они распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002.
Важное значение для деятельности микрофинансовых организаций в этом законе имеет поправка, которая определяет понятие "грант" для целей уплаты налога на прибыль. Принятая формулировка этого понятия лишает микрофинансовые организации возможности признавать грантами средства, полученные от доноров, и не уплачивать с них налог на прибыль по этому основанию. Т.к. эта норма должна применяться с 1 января 2002 г., у микрофинансовых организаций, оприходовавших средства от доноров в качестве грантов за период с начала года и до момента принятия закона, возникает следующий выбор: или уплатить с них налог на прибыль, или же в суде доказывать, что данная поправка не может применяться к ним задним числом, т.к. ухудшает их положение.
Важное значение для деятельности микрофинансовых организаций имеет также поправка, которая изменяет порядок включения в налоговую базу по налогу на прибыль штрафов, пени и неустойки, уплачиваемых по заключенным договорам (фактически любой договор о предоставлении денежных займов содержит обязанность должника об уплате штрафных санкций). Ранее закон обязывал включать штрафные санкции в налоговую базу с того момента, когда по договору возникает обязанность второй стороны по их уплате, независимо от того имеется ли реальная возможность взыскать эти проценты с должника или нет. Принятая поправка позволяет включать штрафные санкции в налоговую базу только после их признания должником или же после вынесения судебного решения об их уплате. Также важно, что принятая поправка имеет обратную силу – она распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
В июне Госдумой был проведен большой объем законотворческой работы в области налогов. Уникальным случаем в истории Думы является принятие меньше, чем за один месяц в первом (6 июня), во втором (28 июня) и в третьем (1 июля) чтениях такого объемного и важного законопроекта как законопроект со специальными налоговыми режимами для малого бизнеса. Подобный "спринт" оказался возможным лишь благодаря политической воле Президента РФ и беспрецедентному давлению на Думу со стороны Правительства. В этой ситуации депутаты, чтобы снять с себя моральную ответственность за принятие законопроекта, решили принимать только правительственные поправки к нему. В результате такой "плодотворной" работы Правительства и Госдумы, скорее всего, уже осенью потребуется вносить очередные "технические" поправки в Налоговый кодекс.
Вместе с тем принятые депутатами законопроекты еще должны быть одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом РФ и официально опубликованы. В связи с этим детальный анализ этих законопроектов будет представлен нами в следующем отчете.

Принятые нормативные правовые акты:

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 31 мая 2002 г. № 97.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Среди наиболее важных изменений, содержащихся в законе, следует выделить следующие поправки:

  • в главу 21 "Налог на добавленную стоимость":
  • С 1 июля 2002 г. организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить освобождение от уплаты НДС в уведомительном порядке, в том числе и путем направления документов в налоговый орган по почте. До этого времени необходимо было получить разрешение налогового органа на такое освобождение.
  • в главу 24 "Единый социальный налог":
    • На срок до 1 января 2003 г. для индивидуальных предпринимателей изменены ставки и порядок уплаты ЕСН и пенсионных взносов: для них снижена в два раза ставка ЕСН, установлен минимальный размер фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование и одновременно запрещен вычет этого фиксированного платежа из пониженной суммы ЕСН (в рамках законопроекта о малом бизнесе депутаты решили продлить данный механизм и на последующие годы).
  • в главу 25 "Налог на прибыль организаций" (указанные поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.):
    • Определяется понятие "грант" для целей уплаты налога на прибыль: гранты могут предоставляться только на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.
  • Из состава амортизируемого имущества исключается имущество стоимостью до 10000 рублей включительно.
  • Налогоплательщикам разрешается создавать резерв на предстоящую выплату отпускных и в течение налогового периода уменьшать налоговую базу на сумму отчислений в этот резерв.
  • Штрафы, пени и неустойки включаются в налоговую базу только после их признания должником или после вынесения судебного решения об их уплате.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

    Государственная Дума приняла следующие налоговые законопроекты Правительства:
    "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
  • Законопроект дополняет часть вторую НК РФ новыми главами, предусматривающими специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса.
  • В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении была принята поправка, которая разрешает налогоплательщикам при уплате единого налога по упрощенной системе налогообложения относить в расходы сумму уплаченных процентов по кредитам и займам.

    "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах"
  • Законопроект дополняет часть вторую НК РФ новой главой "Транспортный налог", а также предусматривает индексацию ставок акцизов и земельного налога.

    На стадии подготовки ко второму чтению в Государственной Думе находится правительственный законопроект "О внесении дополнений в Федеральный закон "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации"
  • Иностранные физические лица включаются в перечень лиц, предоставляющих гуманитарную помощь (содействие).
  • Данный законопроект можно было бы использовать для решения проблем микрофинансовых организаций, возникающих в связи с получением удостоверений о признании безвозмездной помощью средств, получаемых ими от доноров (например, упростить для них действующую громоздкую процедуру получения удостоверений).

    Банковская деятельность

    За прошедший месяц каких-либо концептуальных изменений в области банковской деятельности не произошло. Нормативные правовые акты, принятые Центральным Банком, в основном носят технический характер.

    Закон о статусе Центрального Банка, возвращенный Советом Федерации в Госдуму для доработки в согласительной комиссии, принят депутатами в прежней редакции (преодолено вето). Теперь вопрос о его окончательном принятии зависит только от Президента РФ: подпишет он закон или нет.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

    Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации по закону о статусе Центрального Банка РФ.
  • Основной причиной вето являлось ограничение возможности Центрального Банка контролировать деятельность коммерческих банков одной проверкой по одному и тому же поводу за определенный отчетный период.
  • Закон вступит в силу после его подписания Президентом РФ и официального опубликования.

    Бухгалтерский учет и отчетность

    Каких-либо значимых изменений в области бухгалтерского учета в июне не произошло.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Приказ Минфина РФ от 18 мая 2002 г. № 45н "О внесении дополнений и изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 2002 г. Регистрационный № 3505.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 19 июня 2002 г., № 108.
  • Изменения и дополнения в ПБУ 6/01 вносятся в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ и в основном касаются переоценки основных средств. В частности, согласно новой редакции ПБУ 6/01, переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
  • Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
  • Кроме того, с 2000 рублей до 10000 рублей за единицу повышается стоимость объектов основных средств, которые разрешается списывать на производственные затраты (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
  • Изменения и дополнения вводятся в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2002 года.

    Аудиторская деятельность

    Принятые нормативные правовые акты:

    Приказ Минфина РФ от 3 июня 2002 г. № 47н "О Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации"
    Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 июня 2002 г. Регистрационный № 3521.
    Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 29 июня 2002 г. № 116-117.
  • Утверждено Положение о Совете по аудиторской деятельности при Минфине РФ, создание которого предусмотрено Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
  • Основные функции Совета:
      - принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности;
      - разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органом;
      - рассматривает обращения и ходатайства профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа и т.д.
      - В Положении также определяется порядок формирования Совета, его права, организация и регламент работы, а также полномочия руководящих органов Совета.
    Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности

    Главной темой в этой области законодательства за прошедший месяц были предстоящий (с 1 июля 2002 г.) переход на новый порядок регистрации юридических лиц и передача функций регистрирующего органа Министерству РФ по налогам и сборам. В связи с этими событиями Правительство РФ приняло целую серию постановлений. Однако только два из пяти принятых постановлений касается непосредственно юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций: № 438 и № 439. Оставшиеся три постановления регулируют вопросы взаимодействия государственных органов в связи с переходом на новый порядок регистрации и прямого отношения к деятельности юридических лиц не имеют.
    В связи с новым порядком регистрации был принят также федеральный закон, устанавливающий уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации, а также за предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения.
    Придавая вышеуказанным событиям особую важность, МНС РФ даже распространило специальное Обращение к гражданам России с разъяснением нового порядка регистрации. Кроме того в Обращении имеются разъяснения по поводу обязанности организаций, зарегистрированных до 1 июля 2002 г., представить соответствующие сведения о себе в регистрирующий орган в срок до 1 января 2003 г. Представление таких сведений не приводит к перерегистрации юридического лица и переоформлению свидетельства о регистрации, а также не требует уплаты государственной пошлины. На основании этих сведений организация будет внесена в единый государственный реестр юридических лиц, о факте внесения в реестр будет выдаваться соответствующее свидетельство. В случае же непредставления указанных сведений, налоговые органы будут вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
    В Государственной Думе прошли первое чтение законопроекты Правительства, связанные с мерами административного контроля за предпринимательской деятельностью. В частности, Правительство предлагает реформировать действующую систему стандартизации и сертификации продукции. Данный законопроект вписывается в рамки реформы по дебюрократизации экономики, декларируемой Министром экономического развития и торговли Г. Грефом.

    Принятые нормативные правовые акты:

    Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 72-ФЗ "О внесении изменений в статьи 169 и 171 Уголовного кодекса Российской Федерации"
    Текст закона опубликован в "Российской газете" от 28 июня 2002 г., № 115.
  • Закон принят в связи с введением с 1 июля 2002 г. упрощенного порядка регистрации юридических лиц и
  • с одной стороны – расширяет перечень уголовно наказуемых деяний, совершаемых должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей в связи с государственной регистрацией;
  • с другой стороны – устанавливает уголовную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации, а также за предоставление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения.

    Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц"
    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 26 июня 2002 г., № 113.
  • Утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Реестр ведется МНС России и его территориальными органами.
  • На основании записей в реестре каждому юридическому лицу присваивается Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), который указывается во всех документах этого юридического лица наряду с его наименованием (в приложении к Правилам дается расшифровка ОГРН).
  • Юридическое лицо имеет право один раз в год бесплатно получить из государственного реестра выписку о себе. Повторные выписки, а также сведения об иных организациях предоставляются за плату в размере двух МРОТ.
  • Регистрирующий орган направляет сведения о государственной регистрации юридического лица в государственные органы по перечню, прилагаемому к Правилам (всего 13 инстанций).
  • В Постановлении дано поручение Минюсту и МНС России в срок до 1 июля 2002 г. внести на рассмотрение Правительства предложения об организации государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

    Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению"
    Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 26 июня 2002 г., № 113.
  • Утверждены формы документов (различные заявления, свидетельства, уведомления, сообщения, решения – всего 15 форм), используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также требования к их заполнению.
  • Данные документы представляются на бумажном носителе и, при возможности, в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливается МНС России.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

    Государственная Дума РФ приняла в первом чтении следующие законопроекты, внесенные Правительством РФ:
    "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  • В связи с принятием новой редакции закона о лицензировании законопроект вносит "технические" поправки в 50 действующих законов. Изменения вносятся по следующим направлениям:
  • закрепляется в соответствующих специальных законах компетенция государственных органов в области лицензирования (например, изменения вносятся в закон о милиции и т.д.);
  • исключаются нормы, регламентирующие процедуры лицензирования конкретных видов деятельности;
  • признаются утратившими силу положения, устанавливающие лицензирование тех видов деятельности, которые не предусмотрены в новом законе о лицензировании.

    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности"
  • Перечень лицензируемых видов деятельности расширяется за счет:
  • деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • деятельности по управлению инвестиционными фондами и пенсионными резервами.

    Гражданское законодательство

    В настоящее время на стадии подготовки ко второму чтению в Государственной Думе находится правительственный законопроект "О кредитной кооперации" (в первом чтении законопроект принят 24 апреля 2002 г.). На наш взгляд принятие данного законопроекта может иметь важное значение для тех микрофинансовых организаций, которые в настоящее время используют данную организационно-правовую форму для осуществления своей деятельности.

    Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:

    Проект федерального закона "О кредитной кооперации" (внесен Правительством РФ)
  • Законопроект определяет правовые и организационные основы создания и деятельности кредитных кооперативов.
  • Кооператив может быть создан не менее чем пятью физическими и не менее чем двумя юридическими лицами.
  • Кредитный кооператив вправе выполнять (оказывать) следующие операции (услуги):
      - предоставление займов членам кооператива;
      - привлечение денежных средств членов кооператива на основе договора займа;
      - предоставление поручительств по кредитным обязательствам членов кооператива;
      - оказание членам кооператива консультационных и информационных услуг.
  • В редакции, принятой в первом чтении, законопроект не предусматривает лицензирование деятельности кредитных кооперативов. Вместе с тем не исключено, что при принятии во втором чтении в законопроект могут быть внесены существенные коррективы.

  • Назад