русский   ::   english   ::  портал

Главная / Информационная поддержка / Публичные мероприятия

Отчет о работе круглого стола "Руководящие принципы CGAP по регулированию и надзору в секторе микрофинансирования" 7 апреля 2004 г.



 Руководящие принципы регулирования и надзора в секторе микрофинансирования — Загрузить  >  (DOC, 541 КБ)

Заседание круглого стола "Руководящие принципы CGAP по регулированию и надзору в секторе микрофинансирования" состоялось 7 апреля 2004 г. в гостинице «Мариотт Роял Аврора», Москва.


В работе круглого стола приняли участие:

CGAP (Консультативная группа по оказанию помощи беднейшим слоям населения)
Тимоти Р.Лайман Советник
Банк России
Музыка Елена Игоревна Заместитель Директора Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций
Министерство финансов РФ
Луков Владимир Валентинович И.О. Руководителя Департамента макроэкономической политики и банковской деятельности
Министерство экономического развития и торговли РФ
Воронин Борис Борисович Начальник отдела финансовых рынков и институтов департамента финансов
Депутаты Государственной Думы РФ
Зубов Валерий Михайлович Первый заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ
Штогрин Сергей Иванович Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы РФ
Российский Микрофинансовый Центр
Мамута Михаил Валерьевич Директор
Бурцева Наталья Фридриховна Советник по правовым вопросам
Стейси Шрейдер Советник программы «Развитие микрофинансового сектора»
Всемирный Банк
Сильви Боссутро Отдел развития частного и финансового сектора
Добровольческий корпус по оказанию финансовых услуг
Митч Митчелл Директор по России и СНГ, Глава представительства
Агентство международного развития США
Пол Маллиган Директор, отдел экономического развития Девелопмент Альтернативз Инк.
Стивен К.МакЛеод Глава представительства в России


Во вступительном слове Мамута М. В., директор Российского Микрофинансового Центра дал краткую информацию о CGAP – организаторе Круглого стола, отметил, что микрофинансирование в России развивается быстрыми темпами. В настоящее время в России работает около 600 микрофинансовых организаций, их совокупный портфель составляет 70 млн. долларов. На состоявшейся накануне встрече 15 крупнейших микрофинансовых организаций было высказано мнение о необходимости проведения встреч с представителями Банка России и органами власти для налаживания диалога о принципах регулирования и надзора в секторе микрофинансирования. МФО опасаются чрезмерного регулирования, но понимают что регулирование в определенной степени необходимо для защиты рынка от недобросовестных участников. Вопрос в том в какой форме и в каких объемах будет это регулирование. На этом Круглом столе CGAP расскажет о мировом опыте регулирования и надзора в секторе микрофинансирования. Сегодняшнее мероприятие носит информационный характер и не предполагает принятие определенных решений.

Тимоти Р. Лайман, советник CGAP, в своем выступлении о лучшем опыте регулирования и надзора в секторе микрофинансирования, представленном в Руководящих Принципах, затронул следующие вопросы:
  • Предыстория CGAP и Руководящих Принципов.
  • Что такое «микрофинансирование» как термин, используемый в Руководящих Принципах?
  • Организационно-правовые формы, обычно используемые для осуществления микрофинансирования.
  • Термин «регулирующие положения в сфере микрофинансирования», применяемый в Руководящих Принципах.
  • Каково соотношение регулирующих положений в сфере микрофинансирования с общими регулирующими положениями, действующими в финансовом секторе?
  • Вопросы, связанные с непруденциальными регулирующими положениями.
  • Когда применять пруденциальные регулирующие положения в сфере микрофинансирования?
  • Принятие решения о применении пруденциального регулирования на основании источников финансирования.
  • Может ли пруденциальное регулирование применяться по отношению к таким мелким финансовым посредникам как сельскохозяйственные кредитные кооперативы..
  • Пруденциальные стандарты для сектора микрофинансирования – подходят ли традиционные банковские стандарты для микрофинансирования?
  • Проблемы надзора в сфере микрофинансирования.
  • Ключевые рекомендации CGAP стратегического характера в соответствии с Руководящими Принципами.


После выступления Тимоти Р. Лаймана участниками Круглого стола был задан ряд вопросов:

Вопрос (Мамута М. В.):
В Вашем выступлении Вы говорили о необходимости пруденциального регулирования деятельности организаций, привлекающих депозиты. Как Вы различаете «депозиты» и «вклады членов кооператива»?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
«Вклады» принимаются только от членов кооператива, а «депозиты» могут приниматься от неограниченного круга лиц (граждан), с особенностями для различных видов организаций. Представляется, что вклады, не смотря на то, что подлежат возврату, находятся на нижнем уровне регулирования, так как в общем члены должны осуществлять более плотный надзор за средствами кооператива, чем лица, вносящие депозиты.

Вопрос (Митч Митчелл):
Вы говорили, что при достижении определенного количества членов кооператива, они не могут эффективно влиять на деятельность кооператива и требуется государственное регулирование и надзор. При каком количестве членов деятельность кооператива должна регулироваться государством?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
Нет единого решения. Все зависит от региона, местной ситуации. О ситуации в России нам могла бы рассказать Бурцева Н.Ф.

Ответ (Бурцева Н.Ф.):
Действующее законодательство устанавливает ограничение для кредитных кооперативов граждан и сельскохозяйственных кредитных кооперативов: две тысячи членов. Кто и на основании каких критериев рассчитывал это количество – не известно.

Комментарий (Воронин Б.Б.):
Министерство экономического развития и торговли РФ некоторое время назад получило запрос из Конституционного суда в связи с обращением в него одного из кооперативов о необходимости введения ограничения на количество членов.

Вопрос ( Бурцева Н.Ф.):
Какой ответ подготовило Министерство?

Ответ (Воронин Б.Б.):
Мы считаем, что ограничивать количество членов в кооперативе нет необходимости.

Вопрос (Мамута М.В.):
Определен ли уполномоченный федеральный орган для осуществления государственного регулирования деятельности кредитных кооперативов?

Ответ (Луков В.В.):
В настоящее время идет административная реформа и такой орган пока не определен.

Вопрос (Штогрин С.И.):
В чем заключаются особенности налогообложения МФО о которых здесь говорилось?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
В Руководящих Принципах два вида налогов: налогообложение финансовых операций и налог на прибыль для МФО. В первом случае Руководящие Принципы предлагают одинаковые условия для налогообложения разных видов финансовых институтов, включая МФО. Например, если банки освобождаются от НДС, то и МФО должны иметь соответствующее освобождение. Во многих странах прибыль, получаемая некоммерческими организациями, не облагается налогом. В тех случаях, когда прибыль МФО облагается налогом на прибыль, расчет налога должен осуществляться аналогично расчету налога в кредитных организациях. О ситуации в России я бы попросил рассказать Бурцеву Н.Ф.

Ответ (Бурцева Н.Ф.):
Проценты по займам в соответствии с действующим законодательством не облагаются НДС. Некоммерческие организации в настоящее время являются плательщиками налога на прибыль. Кредитные кооперативы, работающие исключительно со средствами своих пайщиков, считают существующий порядок налогообложения не справедливым. В числе доходов, не включаемых в налогооблагаемую базу (статья 251 Налогового кодекса РФ), не названы проценты по займам.

Вопрос (Зубов В.М.):
Какой путь представляется наиболее подходящим: создавать условия для ведения банками микрофинансовой деятельности или развивать микрофинансовые организации? Зачем развивать специальное законодательство для МФО?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
Предложенные Вашему вниманию Принципы в отношении этого вопроса являются абстрактными и не содержат конкретных рекомендаций для конкретных ситуаций. Я вообще являюсь сторонником устранения больших проблем небольшими изменениями существующего законодательства или иного нормативного регулирования в финансовом секторе. Изредка, если это необходимо, может допускаться создание отдельного законодательства для традиционных финансовых институтов и для МФО.

Комментарий (Луков В.В.):
Новая стратегия развития банковского сектора, согласованная Министерством финансов и Банком России предусматривает, что к 2010 году прекратят свое существование банки с капиталом менее 10 миллионов евро. Местные локальные услуги по микрофинансированию могут предоставлять микрофинансовые организации.

Вопрос (Зубов В.М.):
Чем отличаются МФО от Банков?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
Другие страны СНГ также увеличивают требования к минимальному капиталу банков, что вызывает их объединение. Однако, это может вызвать снижения предложений в предложении тех, услуг, которые обычно предлагали небольшие банки. Это возможность для микрофинансирования заполнить этот пробел. Например, в Армении увеличиваются требования к уставному капиталу банков, но одновременно предоставляется возможность их преобразование в кредитные небанковские организации- аналогичная форма используется для коммерческого микрофинансирования..

Вопрос (Музыка Е.И.):
Некоторые в России предлагают саморегулирование как альтернативу государственному регулированию. Как институт саморегулирования работает для МФО?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
Саморегулирование лучше, чем отсутствие регулирования для МФО, принимающих депозиты. Опыт показывает, что настоящее саморегулирование редко успешно. Я знаю только один пример действительно работающего настоящего саморегулирования без реального вовлечения центрального банка. Это – сектор кредитной кооперации в Польше. Лучшие перспективы на успех есть у делегированного регулирования Например: Создается второй уровень объединения кредитных кооперативов, участие в которых обязательно. Кооперативы первого уровня делегируют свое пруденциальное регулирование кооперативу второго уровня, который находится под надзором центрального банка. Теоретически, это обеспечивает центральному банку некоторую экономию, так как надзор осуществляется на консолидированной основе и в отношении только отдельных организаций.

Вопрос (Воронин В.В.):
Что такое «настоящее саморегулирование» и как оно отличается от «делегированного надзора»?

Ответ (Тимоти Р. Лайман):
В Руководящих Принципах мы используем термин «настоящее саморегулирование» для обозначения пруденциального регулирования МФО, принимающих депозиты, эффективно работающих под контролем таких же организаций, которые должны регулироваться. В случае «делегированного надзора» регулярный надзор передается органу пруденциального контроля вне МФО, но сохраняется возможность надзор за общей эффективностью деятельности.

В заключение встречи Мамута М.В. поблагодарил присутствующих за проявленный интерес и участие в обсуждении Руководящих принципов CGAP по регулированию и надзору в секторе микрофинансирования.

Поделиться в соц.сетях: