русский   ::   english   ::  портал

Главная / Информационная поддержка / Публичные мероприятия

26 – 27 сентября 2005 г. в Волгограде, прошел международный экономический форум «Инвестиции в Россию».


 20.10.2005 

Российский Микрофинансовый Центр принял участие в прошедшем 26 – 27 сентября 2005 г. в Волгограде международном экономическом форуме «Инвестиции в Россию».

Первый день работы Форума проходил в режиме пленарных заседаний, второй день был посвящен выяснению отдельных проблем привлечения инвестиций: было организовано восемь «круглых столов».

Российский Микрофинансовый Центр принял участие в работе «круглого стола» в Волгоградской областной Думе на тему «Правовые аспекты инвестиционной деятельности и защита интересов инвесторов. Совершенствование региональной законодательной базы, опыт субъектов Южного Федерального округа. Создание благоприятного инвестиционного климата при реализации конкретных инвестиционных программ. Особенности банковской и страховой системы и их значение в региональном инвестиционном рейтинге. Региональные аспекты вступления России в ВТО».

Вел заседание заместитель Главы Администрации Волгоградской области - председатель Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотников.

В работе «круглого стола» приняли участие председатель Волгоградской областной Думы В.В.Лихачев, первый заместитель Главы Администрации Волгоградской области по взаимодействию с областной Думой, общественными объединениями и средствами массовой информации Ю.И.Сизов, первый заместитель начальника Главного финансово-казначейского управления Администрации Волгоградской области Г.В.Чкалова, заместитель руководителя секретариата первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области А.К. Родионов, президент Союза инвесторов Российской Федерации Р.С.Яврян, заместитель председателя рабочей группы Российского Союза промышленников и предпринимателей по вступлению России в ВТО Б.Б.Вишневский, сотрудники посольства Словацкой республики в Москве, руководители бизнес-структур, представители банковского сообщества, страховых организаций, научной общественности.

О десятилетнем опыте развития в Волгоградской области кредитной кооперации рассказала председатель Совета Волгоградской Ассоциации кредитных потребительских кооперативов Е.А.Токарева. За это время кооперативы области выдали займов более чем на 4 миллиарда рублей. Этому во многом способствовал принятый в 1995 году волгоградский закон о развитии кредитной кооперации в области. В настоящее время в Волгоградской области работает 135 кооперативов, которые объединяют 114 тысяч пайщиков, а их объединенные активы составляют 1 миллиард 300 миллионов рублей.

В Волгоградской области работает три ассоциации кредитных кооперативов: сельскохозяйственные кредитные кооперативы объединены в Волгоградское сельскохозяйственное кредитное содружество, кредитные потребительские кооперативы граждан – в Волгоградскую ассоциацию кредитных потребительских кооперативов, потребительские общества - в Поволжскую ассоциацию некоммерческих организаций.

Развитая кредитная кооперация – это новые рабочие места, увеличение налоговых отчислений в бюджет области (некоторые крупные кооперативы отчисляют более 150 тысяч рублей в месяц в виде подоходного налога с пайщиков), повышение доверия населения к власти, повышение покупательной способности населения и стимул к развитию малого и среднего бизнеса.

Елена Анатольевна подчеркнула необходимость сотрудничества, развития совместных программ банков и кредитных кооперативов: это позволило бы удешевить займы, работать с ипотекой, давать долгосрочные займы.

Е.А.Токарева подробно остановилась на недостатках федерального закона «О кредитных потребительских кооперативах граждан», необходимости изменения тех его норм, которые налагают ограничения по численности пайщиков кооператива, доле займов, предоставляемых на развитие предпринимательства, кворуму общего собрания пайщиков.

Докладчица обратила внимание присутствующих на Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 "Об условиях и порядке предоставления в 2005 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" как на первое постановление Правительства М. Фрадкова, содержащее упоминание о кредитных кооперативах.

Е.А.Токарева подчеркнула необходимость единого государственного регулирования деятельности кредитных кооперативов. Тему микрофинансирования продолжила советник по правовым вопросам Российского Микрофинансового Центра А.А.Байтенова. Она остановилась на самом понятии микрофинансирования и перспективах его развития в России как фактора привлечения инвестиций. Согласно Программе развития ООН, микрофинансирование – это оказание различных видов услуг, таких как займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование и другие, для целевой аудитории: домохозяйств, индивидуальных предпринимателей и микропредприятий с невысоким уровнем дохода. В определении микрофинансирования важны и финансовая, и социальная составляющие.

А. Байтенова охарактеризовала особенности предоставления микрофинансовых услуг разными видами организаций, как некоммерческими (кредитными кооперативами, фондами, некоммерческими партнерствами, обществами взаимного кредитования, обществами взаимного страхования и др.), так и коммерческими (прежде всего банками, другими кредитными организациями). Масштабы применения в микрофинансировании различных форм некоммерческих организаций весьма различны: на сегодняшний день действует около тысячи кредитных кооперативов различных видов (кредитных потребительских кооперативов граждан, сельскохозяйственных кредитных кооперативов, городских кредитных кооперативов с участием юридических лиц, потребительских обществ, осуществляющих микрофинансовую деятельность для своих пайщиков), более двухсот фондов поддержки предпринимательства, несколько десятков некоммерческих партнерств, около 60 обществ взаимного страхования, единицы обществ взаимного кредитования и иных форм организаций, ведущих микрофинансовую деятельность.

Среди коммерческих организаций можно особо выделить банки и иные кредитные организации. А.Байтенова обратила внимание участников «круглого стола», что эффективной микрофинансовой деятельности зачастую мешает недостаточная информированность сторон друг о друге: по статистике малые и средние банки удовлетворяют до 85 % заявок малого бизнеса на кредиты. И при этом 97 процентов малых предпринимателей, которые нуждаются в кредитных ресурсах, тем не менее, боятся к ним обращаться, боятся отказа. Небанковские кредитные организации предоставляют с целью извлечения прибыли отдельные банковские услуги. Этих организаций чуть больше 40, и преобладающую часть составляют расчетные кредитные организации. Вчетверо меньше организаций инкассации и только что зарегистрирована первая небанковская депозитно-кредитная организация.

Кредитные потребительские кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства, небанковские депозитно-кредитные организации, банки – все эти формы могут удачно дополнять друг друга в сфере микрофинансирования, ибо они сориентированы на разные величины предоставляемых займов (кредитов).

Кредитные кооперативы работают только со своими членами и, в основном, ориентированы на выдачу небольших кредитов. Фонды – это среднее звено. По статистике, половина фондов в 2004 году работало с займами не менее 10 тыс.рублей, четверть начинало кредитовать бизнес с 20 тысяч, и один – с 60 тысяч.

Взвешенная государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса должна предусматривать сохранение баланса между микрофинансовыми организациями разного типа и баланса между некоммерческими микрофинансовыми организациями, с одной стороны, и банками и небанковскими депозитно-кредитными организациями (НДКО), с другой стороны.

Несмотря на то, что Положение «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских депозитно-кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции» было подготовлено Банком России в сентябре 2001 г., первая НДКО возникла только в этом году. Сдерживало отсутствие разработанного нормативного инструментария (отсутствие формы лицензии и т.п.). Для крупных фондов вопросы развития могут быть связаны с созданием ими НДКО или преобразованием в таковые: потребность в привлечении больших инвестиционных ресурсов и потребность в большей прозрачности диктует выбор организационно-правовой формы.

Но запрет НДКО работать с наличными деньгами серьезно мешает их деятельности в сфере микрофинансирования. Запрет объясняется тем, что у НДКО нет кассы, нет требования ежедневной кассовой отчетности. Однако сами эти организации согласны идти на эти издержки, согласны вести ежедневную отчетность, чтобы получить возможность работы с наличными деньгами. Такое право им необходимо в силу специфики микрофинансовой деятельности: у большинства их клиентов нет кредитной истории, поэтому приходится активно применять методы скоринговой оценки их платежеспособности; кредиты выдаются в незначительных суммах, на короткие сроки; при общей высокой дисциплине клиентов существует небольшой риск незначительной просрочки возврата кредита; высоки относительные затраты на одного клиента.

Клиенты микрофинансовых организаций – в основном физические лица, они не имеют своих расчетных счетов, живут зачастую в труднодоступных районах, где, в основном, идет наличный оборот. И поэтому при безналичном переведении средств из банка клиента они попадут на счет НДКО с большим опозданием. В результате клиент может получить штраф за просрочку, хотя формально он отправил средства вовремя.

Очевидно, что правовое регулирование деятельности НДКО нуждается в изменениях и дополнениях.

Другой проблемный срез правового регулирования микрофинансовой деятельности – совершенствование законодательства в сфере кредитной кооперации. Необходимы поправки в Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан», в Налоговый кодекс РФ - такие поправки подготовлены Лигой кредитных союзов. Необходимы поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» - в этом направлении работает Союз сельских кредитных кооперативов. Свои предложения есть у Национального союза некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи.

Однако совершенствование уже действующих законов, регулирующих отдельные виды микрофинансовых организаций, не может решить проблему целостного единого правового регулирования кредитной кооперации. В связи с этим необходимо доработать и вынести на второе чтение проект федерального закона «О кредитной кооперации».

В рамках деятельности Межведомственного Совета по проведению 2005 – Всемирного года микрофинансирования создана рабочая группа по доработке законопроекта «О кредитной кооперации». Необходимо приблизить этот законопроект к потребностям самих кредитных кооперативов.

Во-первых, он должен определять само понятие и принципы организации кредитной кооперации.

Во-вторых, должны быть определены разные виды юридических лиц, работающих в сфере кредитной кооперации, - не только кооперативы, но и другие формы организаций кооперативного типа.

В-третьих, должны быть предусмотрены те ограничения финансовых рисков, которые обусловлены, с одной стороны, сферой деятельностью, с другой стороны, возможным членством юридических лиц.

В-четвертых, должно быть предусмотрено единое государственное регулирование деятельности этих кооперативов, учитывающее их небанковский, некоммерческий характер и специфику финансовой деятельности.

Пятое: должна быть разработана система инфраструктуры кредитной кооперации, в том числе через механизмы микрострахования, создания кооперативов второго и последующих уровней, возможность учреждения объединением кредитных кооперативов своих учебных центров, рейтинговых агентств, аудиторских структур, НДКО и т.п.

А.Байтенова предложила дополнить резолюцию Форума положением о необходимости развивать систему федерального законодательства о кредитной кооперации, развивать на федеральном и региональном уровне систему инфраструктуры развития малого и среднего предпринимательства, путем создания специализированных коммерческих и некоммерческих организаций. Необходимо разрабатывать и внедрять в практику механизмы, позволяющие оценивать и развивать прозрачность деятельности микрофинансовых организаций.

Интерес к Форуму проявили представители государственной власти России, Южного федерального округа, Волгоградской области, сотрудники дипломатических служб, инвесторы, руководители предприятий, организаций, общественных объединений.

Волгоградская область – один из тех российских регионов, где власть всерьез занимается вопросами построения грамотной инвестиционной политики: здесь есть целая система регионального законодательства, направленного на поддержку предпринимательства и его инфраструктуры. Предусмотрено предоставление налоговых льгот, бюджетных субсидий, государственных гарантий и мер государственной защиты интересов инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие экономики области, ряд законов направлен на стимулирование микрофинансовых услуг для потребителей и предприятий малого бизнеса. Волгоградская область имеет мощную сеть кредитных кооперативов: кредитных потребительских кооперативов граждан, действующих в Волгограде и других городах области, сельских кредитных кооперативов, обеспечивающих поддержку фермерства, потребительских обществ.

В Волгоградской области внедрено программно-целевое управление социально-экономическим развитием территории, обеспечивающее баланс интересов региональных органов власти и органов местного самоуправления, бизнеса, финансовых организаций, научных и общественных организаций. Создан Волгоградский центр трансфера технологий, обеспечивающий продвижение перспективных инновационных проектов области.

Участники Форума поделились своим видением перспектив развития инвестиционной деятельности в Волгоградской области, проблем, препятствующих привлечению инвестиций и их эффективному вложению.


Поделиться в соц.сетях: